Юлия Пономарева
Технологии работы с детьми и родителями для популяризации литературного чтения в детском саду и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и формы работы с детьми и родителями для
популяризации литературного чтения в детском саду и семье.
Публикация «Технологии работы с детьми и родителями для популяризации литературного чтения в детском саду и семье» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где к пропаганде чтения, в особенности в разрезе детского чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания. Падение интереса у населения страны к чтению литературы влечет ухудшение владения родным языком, снижается уровень грамотности у населения.
Таким образом, вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями, у них появляется, как и во все времена свой сленг, порой не понятный для старшего поколения.
Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия современных гаджетов, можно будет решить проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. Условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями в глазах современного ребенка. Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения?
Эффективным средством решения этой задачи можно рассматривать такие инновационные формы работы, как проекты, лепбуки, мнемотаблицы, «литературные гостинные», буккроссинг, буктрейлеры, что мы и используем в своей работе с детьми дошкольного возраста.
1. Технология проекта в продвижении читательской деятельности, очень высока. Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, либо итогового мероприятия.
Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
2. Лепбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Участники создания лепбука : дети, воспитатели, родители.
Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме, при его создании развивается воображение и творческая инициатива. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лэпбук- это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука, обучение проходит непроизвольно. Подключая ребенка к созданию лэпбука, мы помогаем ребенку делать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Посмотрев лепбук ребенок и родители будут искать информацию, книгу которой описаны события, сказки, рассказы на тему лепбука
3. Буккроссинг- движение, целью которого является свободная передача прочитанной книги с помощью размещения ее в общественном месте (в парке, кафе, на вокзале и т. д.). В буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста –«Прочитал книгу сам – передай другому». Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Мы придумали такую акцию в нашей группе. Участники акции «Буккроссинг» приносят в детский сад любимые книги, и оставляют записку следующему обладателю вложенную между страниц, размещают их в специально подготовленной полочке, выбирают себе новые книги для почтения с родителями. Обмениваясь книгами, они учатся уважительно относиться к чужим книгам. И очень интересно прочитать таинственное послание, вложенное между страниц.
4. Буктрейлер - это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения. Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития педагога. Буктрейлеры могут быть: игровые (минифильм по книге, неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, анимационные (мультфильм по книге).
Это мои любимые технологии, которые я использую в группе детского сада для популяризации литературного чтения.