Получи документы

Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста

Салахова Гузель
Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Цель: актуализация проблемы музыкального развития дошкольников

Задачи:

1. Установить контакт с коллегами посредством интерактивного общения

1. Раскрыть понятие метода обучения

2. Привести различные классификации методов формирования музыкально-сенсорных способностей детей;

Публикация «Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Обозначить важность поиска новых методов в работе с детьми, в том числе методов специальной музыкальной педагогики;

4. Установить эмоционально-комфортное взаимодействие с помощью практического применения одного из приемов арт-терапии

Материалы и оборудование: памятки для педагогов «Методы формирования музыкально-сенсорных способностей», набор кругов из цветной бумаги на каждого участника (красный, голубой, желтый, черный, листы белой бумаги на каждого участника, цветные карандаши или фломастеры, проектор, музыкальный центр.

План:

1. Вводная часть.

1.1. Приветствие.

2. Основная часть.

2.1. Раскрытие понятия «Метод обучения»

2.2. Презентация традиционных методов музыкального воспитания

2.3. Интерактивное задание как образец применения наглядного метода

2.4. Презентация методов специальной музыкальной педагогики, применимых в ДОУ

2.5 Музыкальная арт-терапия для участников МО

3. Заключение.

1. Вводная часть

1.1 Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень рада вас всех видеть на нашем ежегодном открытом методическом объединении, где собрались настоящие профессионалы и «патриоты» своего дела – музыкальные работники, психологи и педагоги, вообщем, все те, для кого слово «ребенок» - не просто контингент, а интересный красочный мир, который хочется открывать и совершенствовать.

Итак я очень надеюсь, ничто нам не помешает хорошо сегодня потрудиться – ни звонки, ни смс-ки, поэтому очень прошу перевести ваши устройства хотя бы в режим «без звука».

Благодарю вас. Теперь «полный вперед»

Звучит фрагмент музыкального произведения Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта

2. Основная часть

2.1 Раскрытие понятия «метод обучения»

«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни» - так сказал Бертольд Ауэрбах С этими словами нельзя не согласиться. Воспринимая музыку сердцем, мы порой оказываемся вне реального мира, отторгая все заботы и печали. Инструментом познания этого прекрасного вида искусства являются наши способности – музыкальные способности – музыкально-сенсорные способности.

Дошкольный возраст – самое лучшее время для выявления, воспитания и развития этих способностей. Но они развиваются не сами по себе. В этом нам помогают определенные (делаю ударение) методы обучения

Однако для начала, давайте с вами разберемся в понятии «метод обучения». Взгляните, пожалуйста на слайд

В общем смысле И. П. Подласый под методом обучения подразумевает «совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения и воспитания».

Н. А. Ветлугина определяет метод музыкального воспитания как взаимоотношение педагогов и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развивать музыкальные способности.

Таким образом, метод обучения – это способ взаимодействия взрослого и ребенка для решения задач развития.

2.2 Презентация традиционных методов музыкального воспитания

Теперь предлагаю вам обратиться к памяткам, которые находяться у вас на столах

Все методы общей педагогики принято разделять на группы в зависимости от источника знаний, их назначения, от характера познавательной деятельности, от дидактической цели. Таким же образом классифицируются методы музыкального воспитания детей.

А. Н. Зимина, в зависимости от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний выделяет три основных группы общепедагогических методов : наглядный, словесный и метод практической деятельности. Каждый из этих методов включают в себя определенный набор приемов.

Уважаемые коллеги, взгляните, пожалуйста, на левую колонку в ваших памятках. Так, наглядные методы позволяют в конкретных красочных образах показать детям явления и события окружающей действительности. К основным наглядным методам развития музыкально-сенсорных способностей А. Н. Зимина относит непосредственное слушание музыки (слуховую наглядность, притом как специальное, так и во время собственного исполнения песен и музыкально-ритмических движений. Тактильная наглядность, по ее словам, дает ребенку ощутить телом волновые колебания музыкального звучания. Зрительная наглядность сочетается со слуховой и предполагает показ певческих приемов и движений в плясках и играх, также демонстрацию игрушек и картинок к музыкальному произведению.

Словесный метод – это центральная колонка в вашей опоре - обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности и содержательности его деятельности. Данный метод предполагает использование таких приемов, как объяснение (при знакомстве с новой игрой, пляской, упражнением, пояснение (при показе движений и различных певческих приемов, поэтическое слово (для вхождения в образ музыкального произведения, беседа (для выражения отношения к услышанному) и замечания (при отвлечения ребенка от выполнения задания).

Метод практической деятельности – это правая колонка, по мнению А. Н. Зиминой, предполагает использование системы музыкальных упражнений для целенаправленного воспитания и обучения.

Таким образом, традиционная классификация методов обучения с преломлением в сторону развития музыкальных способностей дает возможность эффективно решать задачи по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

Далее, коллеги, рассмотрим классификацию одного из классиков отечественного музыкального воспитания – Натальи Александровны Ветлугиной.

В зависимости от задач развития музыкальных способностей Н. А. Ветлугина выделяет несколько групп методов :

- методы, способствующие развитию эмоционального отклика на музыку (выразительное исполнение произведений разного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений);

- методы развития музыкально-сенсорных способностей (объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических); графическое их изображение; упражнеия в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями);

- методы развития ладо-мелодического слуха (упражнения в различении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх, вниз); ознакомление с графическим изображением движения мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности);

- методы развития чувства ритма (упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма);

- методы развития музыкальной памяти (упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам, упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах);

- методы развития музыкального творчества (упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах в движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового и танцевального творчества).

Как мы видим, автор отдельно выделяет группу методов развития музыкально-сенсорных способностей, однако в остальных группах также представлено многообразие методов, способствующих формированию различных сторон этих способностей, а именно ладо-мелодического и музыкально-ритмического слуха.

2.2 Интерактивное задание как образец применения наглядного метода

А теперь, друзья, чтобы нам немного отдохнуть и отвлечься, я предлагаю поупражняться в одном из методов музыкального воспитания – наглядно-иллюстративном. Перед вами находятся цветные круги) каждому хватило Сейчас прозвучит несколько музыкальных фрагментов, которые вы постараетесь прослушать и прочувствовать, даже рекомендую это делать с закрытыми глазами. После этого я прошу вас выбрать один из цветных кругов, наиболее подходящих по настроению фрагмента. Ну, что, приступим? пожалуйста, первый фрагмент:

Звучит «Agnus Dei» В. А. Моцарта

Итак, прошу вас определить цвет для данного фрагмента.

Что ж, как я вижу, эмоции, воззванные музыкой Моцарта, не всегда вызывают светлые чувства Спасибо, теперь слушаем следующий фрагмент:

Звучит «Утро» Э. Грига

Теперь поднимите карточку для этого фрагмента. (Если вижу другие цвета, обращаюсь к человеку с вопросом «что такого желтого вы услышали в музыке)

Спасибо, и последний фрагмент:

Звучит «Вальс» Штрауса

Определитесь с выбором, пожалуйста Отлично! Спасибо большое за активность!

Разрешите продолжить свой доклад. Далее мы рассмотрим еще несколько методов формирования музыкально-сенсорных способностей дошкольников

2.3 Презентация методов специальной музыкальной педагогики, применимых в ДОУ

Содержание работы по формированию музыкально-сенсорных способностей в дошкольной образовательной организации имеет много общего с содержанием музыкального развития в музыкальных школах. Соответственно и методы также можно заимствовать из музыкальной педагогики.

Так, Г. П. Овсянкина основой успешного музыкального развития считает мотивацию и заинтересованность в музыке. Поэтому, среди методов активизации детей к занятию различными видами музыкальной деятельности она особо выделила метод эмоционального воздействия, связанного с образной и яркой речью педагога, его способностью увлекать словом. Этот метод направлен на эмоциональную сферу и образное мышление. Сюда входит прием удивления, повышающий интерес у детей, развивающий фантазию, память и мышление.

Особо необходимо отметить слуховой и наглядно-слуховой методы, заимствованные из специальной педагогики. Они направлены именно на формирование музыкально-сенсорных способностей посредством сосредоточенного музыкального восприятия. Как определяет Г. П. Овсянкина, особенностью слухового метода является более концентрированное музыкальное восприятие произведений. Наглядно-слуховой метод стимулирует ассоциативное мышление, внимание, память и носит яркий эмоциональный оттенок. Без применения этих методов невозможно развитие музыкально-репродуктивного комплекса, являющейся основой музыкальных сенсорных способностей человека.

Благодаря наличию звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкального оборудования во всех современных дошкольных учреждениях оба выше названных метода имеют широкое и разнообразное применение. Г. П. Овсянкина отмечает огромное влияние на эмоционально-чувственную сферу детей яркий «живой» показ педагога, вследствие чего достигается необходимый результат – дети точно повторяют интонацию и ритмический рисунок музыкального произведения вслед за взрослым.

Для формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста целесообразно использовать методы музыкального воспитания, разработанные О. П. Радыновой. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки. Рассмотрим более подробно эти два метода.

В методе контрастных сопоставлений О. П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков, сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О. П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. О. П. Радынова применяет различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Следовательно, метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, как основу музыкально-сенсорных способностей, а также развивают воображение и творчество детей.

2.4 Музыкальная арт-терапия для участников МО

Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю нам всем расслабиться и послушать великолепное музыкальное произведение. Но прошу вас не просто его прослушать, а прочувствовать, а все что вам удалось прочувствовать изобразить на чистом листе бумаги, который вы также можете найти на своих столах (окидываю взглядом все столы, убеждаюсь в наличии нужного количества бумаги и цветных карандашей) Отлично. Тогда начнем (поворачиваюсь в сторону звукооператора и кивком головы даю ему сигнал о включении музыкального фрагмента) :

Звучит фрагмент «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди

Ну что, друзья, как говорится, недолго музыка играла. Вижу, что к заданию вы отнеслись с большой серьезностью, а главное выразили в них свои искрение чувства под влиянием шедевра А. Вивальди. Давайте друг другу поаплодируем Еще раз спасибо за вашу активность!

3. Заключение

Итак, коллеги, сегодня мы с вами рассмотрели ряд общепедагогических методов и методов специальной музыкальной педагогики, которые на сегодняшний день активно используются в современной дошкольной педагогике

Подытоживая свое выступление, еще раз определю несколько основных тезисов. Общепедагогические методы музыкального воспитания дошкольников направлены на решение проблемы формирования музыкально-сенсорных способностей. Однако помимо них целесообразно включать в процесс музыкального обучения методы специальной музыкальной педагогики, такие как, так метод эмоционального воздействия, слуховой и наглядно-слуховой методы (Г. П. Овсянкина, а также метод контрастного сопоставления и метод уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова). Применение этих методов позволяет решать более узкие задачи формирования музыкально-сенсорных способностей, направленных на развитие определенных их сторон, что в целом дает возможность ребенку видеть истинную красоту музыкального искусства.

Мой доклад окончен. Благодарю всех за внимание и проявленную активность.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2023 в 11:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы формирования музыкально-сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Салахова Гузель (УИ 2002850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД