юлия зуйкова
Способы решения конфликтных ситуациях для педагогов
Инструктивно-методического занятия «Способы решения конфликтных ситуаций».
Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование конфликтов.
2. Сформировать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Публикация «Способы решения конфликтных ситуациях для педагогов» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Пословица: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее».
Упражнение «Руки»
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую ладонь.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
Что вы чувствовали?
В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т. е. раздражение рождает конфликт, агрессию.
Выстраивание взаимоотношений между людьми можно сравнить со строительством дома. А как вы думаете, от чего будет зависеть прочность постройки? (от фундамента).
Из-за чего же возникает противостояния, приводящие к конфликту?
Инструкция: «Возьмите по листочку и закройте глаза. Сейчас необходимо выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача – точно следовать инструкции.
Команды:
• Согните лист пополам.
• Еще раз пополам.
• Оторвите верхний правый угол.
• Оторвите нижний правый угол.
Что получилось?»
Скорее всего, узоры у всех будут разными.
Мораль: в процессе коммуникации однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, возникает опасность конфликта.
Сегодня мы рассматриваем конфликты. Я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ликсон Ч.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать.
Конфликты бывают :
• межличностные
• между личностью и группой
• внутри группы
• межнациональные
• межгосударственные
Стадии конфликта :
• Рост напряженности в отношениях
• Открытое противоборство
• Решение конфликта
• Завершение открытого противоборства
Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.
Различают две стороны конфликта : конструктивные и деструктивные.
Конструктивные конфликты :
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
• Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
• Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
• Конфликт - это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные конфликты :
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
• Представление о победителях или побежденных как о врагах;
«Пути решения конфликтов» :
• Почему данный человек поступил так, а не иначе.
• Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
• Не злоупотреблять официальной властью.
• Уметь учитывать интересы друг друга.
• Воспринимать критику своих коллег.
• Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
• Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой.
Вид утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется «Я - утверждение».
1. Упражнение «Другими словами»
В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…»
Ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные утверждения. Например, «Ты должен принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу»).
«Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);
«Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»);
«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);
«Поделись со мной программой, книгой». («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).
Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других.
2. «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент (похвала ребенка).
Деловая игра «Конфликтные ситуации».
1. Воспитатель обращается к маме Пети с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – мол, он «за это зарплату получает».
Комментарий воспитателя. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Психолог. Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно с другим воспитателем стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего она постоянно пропускает утренние занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий воспитателя. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
Психолог. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
3. Алина– активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу/психологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.
Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако воспитатель и мама не смогли наладить отношения.
Комментарий воспитателя. Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем.
Психолог. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
4. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий воспитателя. Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения.
Психолог. Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.
На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.