Екатерина Бондарева
Методсеминар «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Методсеминар :
«Организация опытно-экспериментальной деятельности
в работе с детьми»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,
в сказке, игре, творчестве, красоте».
В. А. Сухомлинский
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Публикация «Методсеминар „Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми“» размещена в разделах
Ход семинара
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А. И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка : в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.
Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы.
Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2. Тайна, сюрприз
3. Мотив помощи
4. Познавательный мотив (почему так)
5. Ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.
Результаты проведения опытов и экспериментов находят отражение и в творческой деятельности детей.
Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным требованиям.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев.
Я постоянно совершенствую свое мастерство, изучаю достижения педагогической науки и передовой практики, осваиваю инновационные технологии и нетрадиционные методы, что позволяет мне видеть в каждом ребенке личность, умею организовывать работу, так, чтобы процесс познания приносил детям радость, развивал их духовно, придавал уверенности в своих способностях.
Также я принимаю активное участие в жизни детского сада, провожу открытые занятия на взаимопосещениях, делюсь опытом на педагогических советах, провожу мастер-классы и открытые занятия на МО и тематических совещаниях.
Проблема детского дошкольного экспериментирования является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.
Именно поэтому тема опытно - экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно.
Подготовительный этап
Я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.
А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи:
Цели:
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
• Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода и ее свойства, воздух).
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
• Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
1 этап
1.1. Организуя деятельность по экспериментированию, я опиралась на ряд программ и методик :
• Программу по экологическому образованию дошкольников «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой
• Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной
• Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой.
1.2. Разработала и провела диагностику детей, с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.
Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
1.3. На основе изученного теоретического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
1.4. Наметила основные формы работы с детьми.
1.5. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей, которая включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов :
• специальная посуда (стаканчики, трубочки, тарелки)
• природный материал (камешки, песок, семена и т. п.)
• утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)
• прочие материалы
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
1.6. Подобрала практический материал, который включает:
Работа с детьми :
• конспекты НОД с элементами экспериментирования
• диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
• картотеку опытов и экспериментов
Работа с родителями :
• консультации для родителей по данной теме
• памятки
• картотеку опытов и экспериментов в домашних условиях
Основной этап
2.1. Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
• Занятия (вызываем у детей интерес к изучаемому предмету или явлению для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности).
• Самостоятельная деятельность детей (учим детей способам познавательной деятельности Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если….)
• Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником (закрепляем полученные ранее знания и представления).
Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.
Занятия являются традиционной формой работы с детьми в детском саду. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.
Самостоятельная деятельность привлекает детей возможностью проделывать опыты самим и испытать от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?
Я не торопилась с ответом, а способствовала тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумывала организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
Следует отметить следующие позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для педагога, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Совместную деятельность вне занятий с детьми младшего возраста организовывала 1 раз в две недели по 10-15 мин. Работа проводилась с небольшими группами с учётом возраста, уровня развития и познавательных интересов детей.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов.
• определить текущие дидактические задачи.
• выбрать объект, с которым познакомиться заранее – и на практике, и по литературе.
• освоить технику экспериментирования, если она не знакома.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы (фиксировать результаты в рисунках, схемах).
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания (в основном младший и средний возраст).
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили (старшие дошкольники).
Если дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.
После эксперимента дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
• Особенностями изучаемого явления
• Наличием свободного времени
• Возраста детей
• Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности
• Если дети устали, эксперимент прекращаем ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Вывод
В результате организации детского экспериментирования:
• У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
• Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
• Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
• Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Младший возраст
Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начала проводить со 2-й младшей группы.
Одна из главных задач воспитателя на данном этапе – заинтересовать, увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка? Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.
Неоднократно наблюдая за детьми, я поняла, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями.
Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую, — опыты. Провожу их как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
При экспериментировании во 2 младшей группе воспитатель:
• ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, вместе с детьми осуществляет необходимые действия.
• Постепенно привлекает детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы бросим камешек (пушинку) в воду? " и т. п.
• Учит детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, развивая собственную исследовательскую активность детей.
Во второй младшей группе дети:
• осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ;
• знакомятся со свойствами воды, льда, снега, воздуха;
• узнают об источниках света, о появлении тени.
Средний возраст
У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
При экспериментировании в средней группе воспитатель:
• ставит, формулирует проблемы (познавательные задачи);
• выдвигает предположения, отбирает способы проверки, выдвинутые детьми;
• проверяет гипотезы;
• подводит итоги, делает выводы;
• фиксирует результаты;
• задаёт вопросы детям.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так) ;
*ситуация выбора.
В средней группе дети:
• расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
• узнают о химических свойствах веществ;
• развивают элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнит, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды) ;
• расширяют знания о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
• развивают мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Н. Н. Поддьяков.
Эксперимент свойства снега.
Опыт «из мыло получились мыльные пузыри».
Опыты с песком