Мария Нежданова
Методики для устранения оптической дисграфии у младших школьников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методики для устранения оптической дисграфии у младших школьников с ОНР
Проанализировав работы таких исследователей, как И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, И. Н. Ефименкова, В. А. Ковшикова, А. Н. Корнева и др, можно понять что причины оптической дисграфии зачастую имеют связь с расстройствами пространственной ориентировки, проблемами временных представлений, недоразвитием слухового анализа и синтеза, нарушениями связей моторных образов слов и звуков с их зрительными образами, недостаточным развитием грамматического строя речи: синтаксических и морфологических обобщений.
Публикация «Методики для устранения оптической дисграфии у младших школьников с ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Многие специалисты обращают большое внимание на такое направление в коррекции оптической дисграфии, как применение информационных технологий. Они отмечают значительный развивающий потенциал в компьютерных технологиях, обеспечивший значительный опыт экспериментирования с языковым материалом. Известен огромный ряд методик по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. Это методики с применением интерактивных средств обучения, которые способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют творческую самостоятельность и дают толчок к совместной работе ребенка и логопеда.
Самым популярным представителем интерактивного средства обучения является интерактивная доска. Интерактивность такой доске обеспечивают различные технологии, которые невозможно продемонстрировать традиционными способами.
Главными преимуществами интерактивной доски в работе логопеда являются:
1. Огромная экономия времени и улучшение качества предлагаемого материала.
2. Возможность сохранить изображение на доске, включая сделанные во время занятия записи. Подобная функция позволяет анализировать ошибки, сделанные ребёнком, которые впоследствии он сможет исправить.
3. Активизация детей.
4. Мобильность использования интерактивной доски и её дидактических возможностей.
5. Организация групповой работы.
6. Эффективность подачи материала.
7. Мультимедийные возможности и быстрая смена видов деятельности.
8. Повышение мотивации к логопедическому занятию, что происходит за счёт наглядности материала.
9. Динамичность, ясность и эффективность подачи материала. Происходит активизация деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
Главная задача интерактивной доски – заинтересовать детей и мотивировать их на улучшение результатов в коррекционном процессе. В работе по коррекции оптических функций такая доска наиболее удобна и эффективна, т. к. позволяет уменьшать и увеличивать объекты, изображения, моментально изменять их цвета и многое другое.
Теперь рассмотрим методику Зыкова С. А и методику Самсонова С. Н., в основе которой лежит метод дактилирования в работе с детьми с оптической дисграфией. Такой метод легок к восприятию, ребёнок видит каждый элемент слова, у него формируются пальцевые кинестезии, благодаря чему структура слова запоминается прочнее и быстрее, устанавливаются нейродинамические связи, благодаря которым совершенствуется и устная и письменная речь.
Данная методика состоит из трёх этапов. Цель подготовительного этапа – обучение младших школьников дактильной азбуке букв, написание которых у ребёнка наиболее затруднено. Ребё нку предлагаются следующие упражнения:
1. Упражнения с использованием крупы. Это может быть гречка, пшено, рис. Задание: опознать предмет на ощупь в крупе, найти фигуры в ёмкости с крупой.
2. Упражнения с решётками и ячейками. Задание «Веселые пчёлки» : на указательный и средний палец ребёнка крепятся бумажные пчёлки. Пальчики с пчёлами летают по сотам (ячейкам) и приземляются на каждую с проверкой, что там? Хватает ли мёда до весны? Чтобы не снились голодные сны.
Основной этап работы по коррекции оптической дисграфии посредством дактилирования осуществляется на уровне слова, словосочетания и предложения. Цель сводится к совершенствованию процесса написания слов, словосочетаний, предложений с одновременным дактильным изображением. На данном этапе предлагаются задания с односложными, двусложными и трёхсложными словами, усваивалось их произношение и написание, использовались именные словосочетания с главным словом, выраженным существительным или глаголом, а также простые и сложные предложения.
Недостатком данной методики можно считать то, что она требует от ребёнка и логопеда огромного упорства и усидчивости, чего бывает сложно добиться в работе с младшими школьниками. Однако, несмотря на данный недостаток, данная методика считается достаточно эффективной при коррекции оптической дисграфии.
Рассмотрим методику Е. В. Мазановой, описанную в конспектах её занятий с детьми младшего школьного возраста. Данная методика предполагает комплексные мероприятия нацеленные на преодоление ошибок специфического характера. Ведётся как комплексное обследование, с серией специальных коррекционных занятий, так и индивидуальная работа.
Работа по данной методики начинается с уточнения и расширения объёма зрительной памяти, формирования и развития зрительного восприятия и представления, развития зрительного анализа и синтеза и зрительно-моторной координации. Далее идёт формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения, обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для более удачного усвоения образа букв, детям предлагается:
1) Вырезать ножницами, лепить из пластелина, обводить по контуру, ощупывать, определять сходство и различие букв, писать по воздуху. Предлагается в работах Р. И. Лалаевой.
2) Конструировать, реконструировать буквы состоящие из элементов ( пр: палочки). Предлагается в работах В. А. Ковшикова.
3) Выполнять ряд упражнений направленный на развитие зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах.
4) Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Методика Е. В. Мазановой основывается на работах Р. И. Лалаевой, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнева и И. Н. Ефименковой. Изучив работы данных авторов и взяв их под основу своих конспектов Е. В. Мазановой удалось создать эффективный комплекс по коррекции оптической дисграфии, который позволяет проводить эффективную коррекционную работу и отслеживать динамику состояния письменной речи ребёнка.
Далее рассмотрим один из нетрадиционных методов по коррекции оптической дисграфии с применением элементов песочной терапии. Игра с песком – это вполне доступная и естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Не стоит забывать, что у детей младшего школьного возраста игровая деятельность остаётся одной из самых любимых и интересных. В последние годы возрос интерес к нетрадиционным методам коррекции и песочная терапия стала более популярна. К ней обращаются многие педагоги, психологи и логопеды. Игра с песком действительно благотворно влияет как на самих младших школьников, так и на все процессы их развития.
Используя в основе работы песочную терапию логопед имеет возможность использовать традиционную методику коррекции письменной речи, развивать связную речи, расширить словарный запас, сформировать фонематический слух и восприятие у младших школьников. Используя песочную терапию коррекционная работа для самого ребёнка будет более интересной, продуктивной и более увлекательной.
К. Н. Карпенковой и Т. М. Мелешко разработали целый ряд игровых упражнений для использования в песочной терапии:
1) Прописывание сходных оптически букв на песке при помощи шпажек.
2) «Отпечатки» - выдавливание на песке оптически сходных букв.
3) «Конструктор» - выкладывание элементов сходных оптически букв из песка и конструирование букв.
4) «Звуковичок» - на слух отгадать загадку и заполнить песком необходимое количество ячеек.
Сравнительный анализ результатов использования песочной терапии в их работах указывает на наличие положительной динамики в коррекционно-развивающей работе и подтверждает эффективность и целесообразность применения песочной терапии в коррекции нарушений письменной речи и в особенности в борьбе с оптической дисграфией.