Магомедова Патимат Шамиловна
Методика экологического развития «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– формирование у детей любви к природе при ознакомлении с Русской березой и её отличительными особенностями.
Задачи:
Образовательная:
Расширить знания детей о березе в ходе знакомства с ее отличительными особенностями.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к растениям окружающего мира.
Развивающая :
Обогащение лексического запаса новыми словами (минеральные вещества, бетулин).
Коррекционная:
Активизировать речевую деятельность детей.
Публикация «Методика экологического развития „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Коррекция и развитие связной устной речи путем пополнения и обогащения пассивного и активного словаря.
Оборудование: игрушки мышек, звук птиц, иллюстрации.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь друг другу и скажите соседу слева и справа ласковое слово.
Дети: (говорят ласковые слова друг другу.)
Воспитатель: Какие вы у меня все ласковые и внимательные.
(Звучит музыка – пение птиц)
- Дети, кто так красиво поет?
Дети: Птицы!
Воспитатель: Где можно услышать пение птиц?
Дети:В лесу, в роще, в парке.
Воспитатель: Очень много птиц живет в лесу, а какие виды лесов вы знаете?
Дети: Хвойные, лиственные и смешанные.
Воспитатель: Назовите деревья хвойных лесов.
Дети: сосны, ели, пихта и лиственницы.
Воспитатель: Атеперь лиственных лесов?
Дети: Дуб, клен, липа, ясень и вяз.
Воспитатель: Дети, лес далеко, а я так хочу отправится с вами в путешествие, знаете куда? – В березовую рощу.
- Вы согласны пойти со мной?
Дети: да!
Воспитатель: Дети, пойдем мы по этому путеводителю. (Я показываю план и объясняю весь путь).
Подошли к роще и увидели мышек, разбрасывающих мусор.
Воспитатель:- Дети, кто это такие?
Дети: - Мышки.
- Вы зачем навели в роще такой беспорядок?
Мыши: Мы здесь играли!
Нам было так весело, сейчас и вам будет весело? (Берет топорик и бежит рубить березу).
Воспитатель:Что делаешь?
- Разве можно рубить дерево?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему нельзя рубить дерево?
Дети: На дереве живут птицы, насекомые, деревья дают кислород; тень для других деревьев.
Воспитатель:Разве можно мусорить?
Дети: нет!
Воспитатель:Уберите пожалуйста за собой мусор. Если ты насорил, то сам за собой и убери.
- Ведь – береза, это гордость России.
- Мышки, вы хотите узнать о нашей березе?
Мышки: да.
Воспитатель:А вы, дети, хотите узнать новое?
Дети:Хотим!
Воспитатель:Располагайтесь в нашей роще, где кому удобно (Дети занимают удобные для них места).
- Посмотрите на красивую березу?
Как можно назвать её ласково?
Дети:. Березочка.
Воспитатель: Расскажите мне о строении березы.
Дети: У березы есть ствол и ветки.
Воспитатель:За счет чего она удерживается на земле?
Дети: В этом ей помогают корни.
Воспитатель: Давайте подойдем к этому рисунку. Мышки, посмотрите на моих великих всезнаек.
- А вы знаете какую роль играют корни в жизни дерева?
Мышки: нет.
Воспитатель: А дети знают, ну-ка скажите.
Дети: Корни забирают воду и минеральные вещества, без которых дерево не может расти. Корни растут постоянно, проталкиваясь сквозь почву. Корни очень крепки, если попытаться разорвать один тонкий корешок «толщиной в карандаш», то это будет нелегко сказать.
Воспитатель: Что забирают корни из земли помимо воды?
Дети: Минеральные вещества.
Воспитатель:Для чего нужны дереву вода и минеральные вещества?
Дети: Для роста дерева.
Воспитатель: Вы поняли, мышки?
Устали, мои хорошие, поиграть хотите?
Я вижу вы устали поэтому давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Деревья
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
( показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)- Хорошо поиграли.
(Мышки нашли корзину и кричат.)
- Дети, что это такое?
Дети:Кора
Мыши: Где она находится на дереве?
Дети:На стволе!
Воспитатель: Найдите в корзине березовую кору. (картинку)
- Как вы узнали, что это кора березы?
Дети: по ее цвету
Возьмите каждый по кусочку коры, положите её на ладошку, расположитесь на поляне поудобнее.
Кора одежа дерева. Она не дает дереву пересохнуть и защищает его от насекомых и болезней. Кора не способна растягиваться.
По мере того, как дерево разрастается она трескается и шелушится. Образуя гладкие и шершавые места на стволстволе.
Мыши:, а вы знаете почему кора белая?
Дети: нет
-Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать?
- Приготовьтесь слушать очень интересную сказку.
«Жили-были деревья, у них были красивые сильные стволы и только одна березка была тоненькая, стройная, но все её не любили, потому что у неё был черный ствол. Березка часто плакала, ветки у неё были опущены и она выглядела очень и очень некрасиво. В корнях березы жил добрый волшебник – бетулин. Ему стало жалко ее и он решил помочь березке, дотронулся волшебной палочкой до ствола, покрыв его белой корой. С тех пор это волшебное вещество имени волшебника – бетулина, так и живет в березке, вот почему у березы белый ствол».
- Понравилась сказка?
Дети: да.
Воспитатель: Так почему у березы ствол белый?
В корне березы есть особое вещество, что придает дереву белый цвет.
- Кто помнит, как называется это вещество?
- А называется оно красиво и трудно!
Дети:Бетулин
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель:Дети, что находится под корой дерева?
Дети:Древесина.
Воспитатель:А что в самой серединке находится?
Дети:Сердцевина.
Воспитатель: Дети, а что это у березы?
Дети:Ветки.
Воспитатель:Ветки какие?
Дети:Березовые.
Воспитатель:Как можно еще про них сказать?
Дети:Гибкие, красивые, плакучие.
Воспитатель: Для чего нужны ветки дереву? (На них растут листья)
Устали, мои золотые, поиграть хотите?
Лети:да!
Воспитатель:
Игра «Дерево похоже на меня»
Замечал ли ты, когда-нибудь, на сколько «тело дерева» похоже на твое?
Встань под дерево и подними опавший лист. Сравни форму твоей руки с формой листа. Видишь ли ты, что у листа, как и у тебя есть пальцы. У листа есть жилки, похожие на вены на твоей руке.
Проведи рукой вверх и вниз по стволу дерева, почувствуй, какая у него кора. Кора защищает дерево снаружи и удерживает питательные вещества. Твоя кожа тоже защищает все то, что находится у тебя внутри.
«Дерево, дерево, мой дружок хороший, ты покрыта корой, словно люди кожей.»
Подними руки высоко над головой и взгляни, на какую часть дерева похожи твои руки.
«Дерева, дерево шепчет: «Здравствуйте детки – если руку протяну, ты протянешь ветку.»
Взгляни на свои ступни, дотронься до …., твои ступни поддерживают ноги и не дают упасть тебе. Глубоко под землей находятся корни дерева, они придают ему устойчивость.
«Дерево, дерево прячет в землю ножки, под землею корням не нужны сапожки.»
- Интересная игра, а хотели бы вы узнать еще что-нибудь интересное о березе?
«Березу называют пионером, потому что она раньше других деревьев захватывает вырубки, заброшенные поля. А то еловой …. ель в молодости очень нежна и береза защищает ее от солнечных лучей и заморозков.»
- Интересно, вы не знали об этом, но мы еще с вами не раз поговорим в дальнейшем.
- Ну что, мышки, понравилось вам в березовой роще?
Дети:Да!
Воспитатель:Дети, что бы мышки не забыли о нашей планете Земле, давайте нарисуем им Русскую березку.
(Дети садятся за столы и рисуют)
Подходят дети к мышкам и дарят свои рисунки.
Воспитатель: Из нашего окна видно много деревьев, но прямо перед вами есть березка!
- Какое доброе слово скжаем ей?
Дети: До встречи и рады с тобой познакомиться.