Получи документы

Теория и методика экологического образования дошкольников

Сморчкова Христина Фёдоровна
Теория и методика экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сморчкова Христина Федоровна воспитатель МБДОУ №25

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Публикация «Теория и методика экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

• углубить и расширить экологические знания;

• привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

• развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности,

• сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура».

Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития». Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников : «воспитание начал экологической культуры» (С. Н. Николаева, «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова, воспитание ответственного отношения к природе (А. В. Королева, воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н. Е. Орлихина, «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т. В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются : обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие : выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В. А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Предлагается понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение рассматриваются как совокупность знаний и отношений, т. е. активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого и т. п. Где знания являются базовым и обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение конечным результатом, его продуктом. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть содержанием экологической культуры, так как оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

В психолого - педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольника. Например, экспериментальными работами Плохий З. П. и Хайдуровой И. А. доказано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей: связи внутри сообщества лесных растений, связей между обитателями луга.

Исследователями Игнаткиной Л. С. и Христовой, Т. В. посвященными ознакомлению дошкольников с ростом и развитием животных и растений, установлено, что у детей могут быть сформированы особого типа (динамические представления, которые отражают процесс морфофункциональных изменений растущих живых существ и взаимосвобитания.

Исследования Федотовой A.M. установлено возможность познания старшими дошкольниками многообразия животного мира с экологических позиций, в основе которых лежит конвергентное сходство неродственных объектов, проживающих в одинаковой среде.

Исследованием Кондратьевой Н. А. подтверждено: старшие дошкольники способны усвоить систему знаний, центральным звеном которой является понятие «живой организм». Итак, возможности дошкольного периода формирования экологических знаний, составляющих основу экологической культуры велики.

На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам. Как мы уже говорили, важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Д. Дерябо, В. А. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Обстоятельное психологическое исследование В. А. Ясвина установило, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно - этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с живыми существами. Важнейшим компонентом такого отношения является поступок, такой подход представлен в ряде педагогических исследований посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (В. Г. Фокина, З. П. Плохий, В. Д. Сыч, И. А. Комарова. М. К. Ибрагимова и др.).

Что касается содержания экологических отношений, так здесь выделяют два структурных элемента:

- социально - экономические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействует на естественную среду обитания;

- реально - практические отношения, которые включают в себя:

1) отношения человека непосредственно к среде обитания;

2) отношение в материально - производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и т. п. ;

3) отношение человека к естественным условиям своего существования как общественного существа (В. А. Ситаров, 2000).

Авторы разных работ отмечают, что появляющиеся у детей хорошие отношения к природному окружению это результат специальной организации педагогического процесса на основе различных образовательных программ, где обозначен круг знаний, уровень отношения детей на каждом этапе дошкольного детства, так, например, в программе развитие и воспитание детей в детском саду «Детство», следует отметить, что большинство ДОУ в настоящее время работает по этой программе. В отличие от данной программы в программе экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой «Юный эколог» содержится объем знаний и отношений, то есть, то чем должны обладать дети после изучение каждой темы раздела в соответствии с целью программы, которая заключается в следующем «воспитание начал экологической культуры, то есть овладение элементарными экологическими знаниями, начальными представлениями и практическими навыками в области природоиспользования, формирования осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, начальных представлений об экологии». Но автор не распределяет материал по возрастным группам, так начинать осуществлять ее по предложению автора можно с любого возраста, а изучение тем происходит по принципу от простого к сложному.

Содержанием экологической культуры являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе это важное направление экологического

образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Экологическое воспитание :

Научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми дети постоянно взаимодействуют.

Познать главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности

Познать видимые составные части предметов и объектов

Получить первоначальные представления о возможной деятельности с предметами и объектами.

Учить детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер, знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т. п.).

Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами. Дать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу).

Научить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса — рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).

Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не наносить им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Учить закрывать кран с водой.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Коллекция камней

Авантюрин

Авантюрин является разновидностью тонкозернистого кварца - так называемым кварцитом. Окрашены авантюрины обычно в желтый, зеленый, синий или вишневый цвета. Встречаются и почти черные камни. Отличительный вид авантюрину придают равномерно рассеянные включения чешуек слюды, гетита и гематита. Помимо них встречаются и некоторые другие вкрапления. К тому же порода авантюрина пронизана трещинками, которые заполнены гидроокислами железа. Эти особенности придают минералу характерный искристо-золотистый отлив и немного таинственный мерцающий блеск.

Азурит

Азурит чаще непрозрачен и обладает голубым, синим, темно-синим, фиолетово-синим цветом, обусловленным присутствием меди и способом ее соединения с карбонатной группой (CO3) и гидроксильной группой (OH). Иногда цвет азурита настолько интенсивен, что камень кажется черным.

Весьма редко встречаются прекрасные прозрачные кристаллы густо-синего цвета, из которых иногда гранят вставки для коллекционеров.

Азурит очень популярен среди коллекционеров благодаря своему исключительно густому цвету.

Аметист

Аметист - фиолетовая разность кристаллического кварца, очень популярный ювелирный камень. Если бы он не был таким распространенным, он стал бы одним из самых дорогих ювелирных камней. Название "аметист" происходит от греческого a-meshystos — “не пьющий”. Считалось, что аметист анулирует действие алкоголя, но более вероятно, он был так назван из-за цвета, схожего с цветом некоторых сортов вин.

Жемчуг

Жемчуг - это блестящее с перламутровым отливом образование арагонита - карбоната кальция СаСО3, содержащее около 10-14 % органического вещества и 2-4 % воды. Жемчуг состоит из тончайших пластиночек арагонита, скрепленных между собой органическим клеем - конхиолином, выделяемым моллюском. Состав жемчуга и перламутра одинаков.

Рубин

Рубином называется прозрачная разновидность красного корунда различной интенсивности цвета. Название рубин происходит от латинского "ruber" - красный. Розовый, а также фиолетовый прозрачный корунд относят к сапфирам.

Только в 1800 г. было установлено, что рубин и сапфир являются разновидностями корунда. До этого рубином называли и красную шпинель и гранат.

Цвет рубина - ярко-красный, темно-красный или фиолетово-красный; окраска обусловлена примесью хрома. Больше всего ценятся рубины “цвета голубиной крови” – чисто-красные с легким пурпурным оттенком.

Окраска часто распределяется неравномерно: пятнами или полосами.

Яшма

Название «яшма» произошло от греческого слова, означающего «пестрый». Халцедон с большим количеством примесей в виде тонко рассеянного красящего вещества (в том числе оксидов железа и алюминия) называют яшмой. Кремнистая горная порода осадочного или вулканического происхождения. Она состоит из микроскопических кварцевых зерен, сцементированных халцедоном с большими примесями, и кварцем. Это очень твердый неорганический поделочный минерал, который можно спутать с более мягкими окрашенными разновидностями мрамора (органического происхождения).

Окраска яшмы может быть красной, синей, зеленой, фиолетовой, белой и даже черной. Бывают яшмы одноцветные, но чаще всего они пятнистые или с разноцветными полосами (пестрая, ленточная, полосатая, крапчатая и т. п.). По благотворному воздействию на владельца яшма стоит в одном ряду с сердоликом и горным хрусталем.

дидактическая игра биоэкологического содержания.

«Отгадай, от какого дерева эти семена»

Оформление: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.

Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответсвующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.

Цель:

1. Знакомить детей с семенами-крылатками.

2. Развивать умение соотносить лист дерева с его семенем.

3. Закреплять знания о названиях деревьев.

4. Воспитывать любовь к природе.

5. Развивать мышление, память.

Методические рекомендации : Игру рекомендуется использовать на занятиях по экологии с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления детей с семенами-крылатками.

Публикации по теме:

Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования В. А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Инновационные технологии экологического образования дошкольников (К педсовету на тему «Экология для малышей. От разнообразия форм к качеству.

Конспект занятия по технологии «Теория решения изобретательных задач» для дошкольниковКонспект занятия по технологии «Теория решения изобретательных задач» для дошкольников Долотовская Наталья Тема: Путешествие в весенний лес Группа: Вторая младшая Программное содержание: 1. Формировать представление о весне.

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» В документе «Основы государственной политики в области экологического.

Методика написания и требования к программам дополнительного образования Методика написания и требования к программам дополнительного образования ФЗ «Об образовании» Статья 2. • П. 14) дополнительное образование.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является.

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.

Теория и методика математического развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30» КОНСПЕКТ Теория и методика математического развития.

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30» КОНСПЕКТ Теория и методика развития речи у детей.

Тест «Теория и методика физического воспитания дошкольников» 1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и методика экологического образования дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 21:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория и методика экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Сморчкова Христина Фёдоровна (УИ 2097626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД