Екатерина прокина
Теория и методика математического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»
КОНСПЕКТ
Теория и методика математического развития
Автор Прокина Е. С.
Иваново 2018 г.
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Публикация «Теория и методика математического развития» размещена в разделах
Программный материал второй младшей группы ограничен до числовым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.
1. Цель
Развитие у детей элементарных математических представлений. Использование дидактических игр и игровых упражнений отдельно для каждой возрастной группы.
2. Задача.
Развивать мышление, учить считать, решать задачи, знание предметов.
3. Тип занятия.
«Считать предметы»
4. Форма занятий.
Развития познавательных процессов, применения различных форм,
методов, средств, технологий при проведении образовательной деятельности.
Решение различных задач, изучать предметы, формы. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Например:
Воспитатель:
- На столе лежало 5 яблок,
3 яблока я отдала Маше,
Сколько яблок осталось на столе?
Дети:
Должны решить эту задачу и
ответить устно.
Или же наглядный пример:
- поставить стаканчики с карандашами
на стол, в первый стакан положить
2 карандаша, во второй 4, а в третий
3 карандаша.
Вопрос сколько карандашей в первом стакане – это младшей группы. Сколько карандашей в третьем и в первом стакане – это для средней группы и сколько карандашей во всех стаканчиках – это для старшей группы.
5. Продолжительность.
От 15 до 30 минут. С возрастом детей увеличивается длительность занятий.
6. Возраст обучающихся.
От 2х до 3х лет – младшая группа;
от 3х до 4х – вторая младшая;
от 4х до 5ти – средняя группа;
от 5ти до 6ти – старшая группа;
от 6ти до 7ми – подготовительная группа.
7. Материалы.
Тетради, счеты, различные геометрические фигуры, предметы для наглядного просмотра.
8. Методы работы с детьми.
Часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Формирование системных знаний о геометрических фигурах. Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим материалом для интеллектуального развития дошкольников.
9. Ход занятия
Применение счета в разных видах детской деятельности. Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. Занятия должно интересовать ребенка.
10. Список литературы
1. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
2. Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М. : Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.
3. Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. -М., 1962.-с. 53-65.
4. Математика/Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало. В. Б. Рождественская, Л. Д. Стойлова. - М., 1977. - с 25-36, 252-289.
5. Депман И. Я. История арифметики. - М., 1965. - с. 328-342.
6. Теоретические основы начального курса математики / А. М. Пышкало, Л. П. Стойлова и др. - М., 1974.- с. 5-6, 12-19, 20-21, 25-31, 92-95. 36
7. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики. - М., 1988.