Татьяна Королева
Методика словарной работы в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На
этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к
обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения
со взрослыми и другими детьми.
В течение года словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800
слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и
глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов.
Публикация «Методика словарной работы в средней группе» размещена в разделах
Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к
собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами
наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.
Ребенок рассматривает зелень, принесенную из магазина: «Это зеленый лук, это укроп, а
это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеется: «А где же длинный нос и колпачок?»
(из дневника Н. А. Менчинской).
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более
разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное,
вкусное, спелое, гладкое, крутое, дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый,
ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом
хороший, используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит,
мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве, например:
«Правда, дорога рынская? – Какая? – На рынок – рынская».
В ответ на слова взрослого, что надо дружить со всеми, ребенок отвечает; «Дружить?
Что ли я дружинник?»
Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста
представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда
обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).
Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей
слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному
пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса
слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные
признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также
обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления
представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная).
Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой –
маленький, длинный – короткий, светлый – темный) / продолжают развивать понимание и
навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение
использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).
В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть
особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые
методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без
наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста
образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней
группе необходимо повторение одних и тех же занятий.
Как и в младших группах, содержание речи обогащается в процессе непосредственного
и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещения,
рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются экскурсии в общественные
учреждения и в природу.
В связи с усложнением представлений осмотры помещения принимают другой характер.
Меньше внимания уделяется осмотрам помещения своей группы. Дети знакомятся с
кухней, кабинетом заведующей, залом. При ознакомлении с кухней, например, в их
словарь вводятся такие слова, как кастрюля, сковорода, терка, скалка, варить, жарить,
печь, тереть, раскатывать. Детей подводят к обобщающим понятиям: мебель, посуда,
растения, животные.
Проводятся экскурсии по улицам города, в ближайший лес, парк. Их цель – дать детям
новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и
на этой основе обогатить словарь.
Рекомендуется проводить экскурсии в одно и то же место в разное время года, благодаря
чему представления детей становятся более отчетливыми и упорядоченными. С каждой
повторной экскурсией ребенок получает новые знания, начинает припоминать,
сравнивать, устанавливать связи между явлениями, а следовательно, уточняет свой
словарь. Экскурсии предоставляют возможность соединять слово с образом предмета,
обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта. Следует обращать
внимание детей на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов,
материал, из которого они сделаны. Важно добиваться, чтобы каждое слово
соответствовало увиденному, сопровождать наблюдения пояснениями.
Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для
наблюдений и для развития словаря.
При посещении парка зимой внимание детей обращают на снегопад, на то, что деревья
стоят в снежном уборе, мороз, метель, небо серое, пасмурное. Весной наблюдают голубое
небо, яркое солнце, на деревьях набухли почки или уже распускаются листочки. Дети
узнают новые слова : капель, почки; закрепляют известные: сосульки, ручейки. Осенью
наблюдают листопад, деревья, стоящие в золотом уборе, слушают шелест под ногами
опавших листьев, собирают семена, срезают цветы. Дети узнают названия цветов (астры,
циннии, георгины, их окраску (синяя, сиреневая, розовая, величину, форму, определяют
цветы по запаху. «У махровой гвоздики сильный запах, астры совсем не пахнут», –
говорят дети.
Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием
погоды.
Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев,
одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит
листья, раскачивает, ломает, подгоняет.
Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в
значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о
них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они
питаются, какую пользу приносят людям.
На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения
существенных признаков предметов, учим обобщать по ним предметы, правильно
обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на
последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных
признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения,
различения и обобщения. Используется наглядно-действенный метод ознакомления с
предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.
Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (Методика занятий разработана В. И. Логиновой. См. указанную выше статью). Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качества предметов в повседневной жизни, в
играх.
Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение
качеств и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым
ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств (твердый –
мягкий, прозрачный – непрозрачный, организация результативной деятельности ребенка
с предметами.
Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества предмета в какойлибо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный,
непрозрачный); вторая часть – обучение детей обследовательским действиям, выделение
каждым ребенком качеств, закрепление слов-названий, освоение слов, обзначающих
действия; третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в
разнообразных предметах и в использовании новых слов.
В большей мере, чем в предыдущей группе, используются приемы сравнения. Перед
сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы (живой объект, в процессе
сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детей.
Основными приемами являются вопросы и указания воспитателя, помогающие
последовательно строить сравнение, видеть значимые для видового отличия особенности
предметов, наиболее четко формулировать ответ и подбирать нужное слово («Что это?
Какого цвета? Какой по величине? форме? Из каких частей состоит? Для чего нужен?»).
Вопросы используются не только по ходу сравнения, но и перед осмотром и сравнением
предметов в виде плана-инструкции.
Воспитателю надо заботиться о занимательности таких заданий, о создании игровых
ситуаций. Приведем пример из исследования П. А. Острунской.
Воспитатель говорит: «Встретились две куклы подружки. Они долго не виделись и стали
рассматривать свою одежду. Давайте им поможем». «Игрушечный мишка пришел учиться
рисовать. Он не знает, какой кистью рисовать, а какой наклеивать. Давайте подскажем
ему, чем эти кисти отличаются, а чем похожи».
Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение
начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.
Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они
сделаны, о том, кем сделаны. Усложнение в методике занятий состоит и в том, что они,
как правило, включают описание, загадывание и отгадывание загадок описательного
характера. На этой основе постепенно вводятся загадки более сложного, метафорического
характера.
Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая также сопровождается
сравнением, описанием. Для бесед лучше брать игрушки, изображающие животных (не
более 3–4). Вначале внимание детей привлекают к тому, что они уже знают, далее
рассматривается и обсуждается незнакомое (грива, копыта у лошади). Привлекается
детский опыт (где видели животное, что читали о нем). В процессе беседы целесообразно
использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более
эмоциональными.
Более сложно для детей описание игрушек и составление загадок по ним. Описание
может проводиться в форме игр «Найди и опиши», «Магазин игрушек». Перед
составлением загадок воспитатель рассматривает с детьми игрушки, выделяет
характерные признаки, затем загадывает в качестве образца загадку об одной из них.
Предлагает детям придумать свои загадки. Если дети затрудняются, педагог прибегает к
наводящим вопросам. Воспитатель использует авторские, народные и придуманные им
самим загадки.
Как и в младшей группе, средством закрепления и активизации словаря в средней группе
является картина. Дети пятого года жизни дают более разнообразную характеристику
изображенного, их учат понимать общий смысл картины («О чем картина?», составлять
описание, классифицировать картинки по родам и видам.
В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в
соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов
(картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали»,
«Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что
изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований
предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на
наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация;
закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих
пространственные отношения.
Приведем примеры некоторые игр и занятий:
Дидактическая игра «Где солнечный зайчик?»
Дидактическая задача: закрепить названия предметов; развивать ориентировку в
пространстве.
Игровые правила: называть словом предметы и их пространственное расположение,
когда на них укажет солнечный зайчик.
Ход игры. Воспитатель приносит в группу зеркало и показывает, как солнечные зайчики
могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей,
Вот он, светленький кружок.
Вот, вот, вот – правей, правей,
Убежал на потолок.
Дети следят за движением зайчика и называют те предметы, на которых он
останавливается (вещи, которые постоянно находятся в групповой комнате и специально
принесены на занятие, а также их пространственное расположение (вверху, внизу, справа,
слева, спереди, сзади и др.)
Занятие «Поиграем с нашими гостями».
Цель: учить детей сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по
функциональному признаку; активизировать названия одежды, обобщающие слова :
мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.
Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с набором картинок по числу
детей в группе.
Ход занятия.
1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их, сравнивают
внешний вид и одежду. Таня со светлыми волосами, она светловолосая, с красным
бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка. Таня обута в красивые туфли. У Оли
темные волосы, она темноволосая. На ней нарядное красное платье с кружевами. Она
обута в такие же туфли, как и Таня. Куклы красивые, нарядные, веселые.
2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по описанию
определяют, о ком загадка. Затем 2–3 ребенка загадывают про кукол, называя несколько
характерных деталей их внешнего вида.
Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».
Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По
просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все
внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично
группируются другие картинки.
Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.
Широко используются драматизации и инсценировки с игрушками, в которых
закрепляют правильное словоупотребление. Инсценировки в виде настольных игр с
фигурками особенно полезны при исправлении ошибок в словоупотреблении. Динамика
игровых действий создает условия для многократного мотивированного употребления
нужных слов и тем самым способствует упрочению правильного навыка.
Так, при отработке употребления слов входить, выходить можно использовать
инсценирование придуманного воспитателем рассказа о девочках, которые ездили на
прогулку, входили в автобус и выходили из него, наблюдали за действиями других
пассажиров. Постепенно при повторном (вариативном) рассказе о поездках (в трамвае,
троллейбусе, метро) дети начинают правильно называть действия и следить за
правильностью речи. Хорошо для разыгрывания подобных сценок использовать
игрушечный транспорт с открывающимися дверями, соответствующий размерам
пассажиров-кукол.
В средней группе вводятся словесные дидактические игры («Узнай по описанию», «Где
что растет?», «Кто что делает»). Приведем пример игры.
Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе составления детьми описания
хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».
Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются,
о каком животном и какую будут загадывать загадку. Отгадывающего приглашают
сигналом (считалкой, стихами и т. п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки:
мышка-норушка, зайчик-побегайник.
Ход игры.
1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок
(«Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про
зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят
забавляться?»).
Объясняет правила игры.
Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж.
Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет загадывать про петушка, и
вспомнить, что говорится в сказке о петушке.
Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка («Масляна
головушка, шелкова бородушка»; «Хвост узорами»; «Умеет взлетать»; «На заре поет кука-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок – золотой гребешок».
Игра продолжается, описываются другие персонажи. (В повторных играх воспитатель
может давать образец целостного описания и предлагать детям загадывать загадки по
одному.)
Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую
очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире.
В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые
придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и
переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща,
узкая тропинка, зеленый луг, любоваться красивым цветным ковром, поляна.
Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе
наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само
слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними.
Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение
сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать. Обсуждается этимология
мотивированных названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какую посуду
называют кухонной, столовой, чайной? Почему).
Опираясь на наглядность, дети подбирают определения (автобус большой, светлый, синий. ; дом высокий, большой, кирпичный, глаголы (дети бегают, играют, рисуют. ; петух кукарекает, поет. ;, котенок
лакает, мяукает, царапается., антонимы (холодный – теплый, чистый – грязный, веселый
– грустный., синонимы (водитель, шофер; веселый, радостный; бояться – трусить).
Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов,
синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает»,
«Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я
начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили
слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям
(целесообразно использовать и те слова, над которыми работали во второй младшей
группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье,
умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании,
предложении.
Большее место, чем в предыдущей группе, занимает работа над многозначными
словами. Внимание детей продолжают привлекать к многозначным словам; выделяют
новые значения в уже известных им словах (идти, носик, ножка, ручка и др.). При этом
многозначное слово выделяется голосом (ручка у куклы; ручка у двери; ручка, которой
пишут). Детям предлагают подумать, про что, например, можно еще сказать слово идет :
идет мальчик, идет поезд, идет время.
Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо
проводить специальные игры и занятия. На них многозначное слово становится
семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически
связанного ряда (Методика игр и занятий разработана О. С. Ушаковой. См. : Придумай
слово/Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1996). Используют наглядность (предметы,
игрушки, картинки, рисунки, фотографии, а также драматизации и инсценировки.
Занятия носят сюжетный характер, они объединены одним персонажем – куклой Таней. В
игровой форме дети учатся пользоваться многозначным словом погладить (котенка,
собачку, зайчика, утюгом одежду). На последующих занятиях подбирают антонимы к
прилагательным и глаголам (котенок убежал – Таня печальная, грустная, расстроенная,
заплакала, загрустила; котенок вернулся – Таня повеселела, обрадовалась, стала веселой)
и придумывают рассказы про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой.
Детей учат составлять предложения, а затем рассказы с многозначным словом ручка,
знакомят с разными значениями слова игла (у ежа, елки, швейная).
В средней группе дети начинают соотносить слова по смыслу, размышлять,
какое слово лучше употребить, могут объяснять свой выбор, осознанно используют
освоенные слова в связных высказываниях в зависимости от их содержания.
Словарные игры и упражнения могут содержать задания на использование
многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о
предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.
На пятом году дети становятся более внимательны к художественному слову. Важно
подбирать образные, яркие описания предметов и явлений, тексты, которые дают повод
для размышлений над определениями, над нюансами значений слов.