МААМ-картинки

Методика развития логического мышления посредством дидактических игр

Ольга Ильина
Методика развития логического мышления посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Методика развития логического мышления посредством дидактических игр.

Слайд 2: Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения, они более легко распоряжаются своими знаниями.

Публикация «Методика развития логического мышления посредством дидактических игр» размещена в разделах

Слайд 3: Формировать логическое мышление можно разными путями. Это и специальные занятия в режиме дня и индивидуальная работа. Но в ходе наблюдений за детьми своей группы я отметила, что именно дидактические игры побуждают действовать, обследовать, экспериментировать, классифицировать, делать простейшие выводы и обосновывать их. Поэтому я поставила перед собой цели и задачи

Слайд 4: провела диагностику, результаты которой вы видите на экране. Изучила содержание книг по данной теме, составила перспективный план,

Слайд 5: в котором попыталась учесть, во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих,- каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.

Предо мною стал вопрос: как преподнести весь этот интересный материал, чтобы он понравился детям.

Слайд 6: Самым оптимальным решением было внести в ход занятия игровую мотивацию деятельности. Для этого был включен в каждое занятие приход различных сказочных персонажей, Буратино, Мальвина, разные зверюшки, которые выполняют задания вместе с детьми, выслушивают их ответы, дают задания.

Слайд 7: На одних занятиях я предлагала поиграть детям с Буратино, на других- помочь Незнайке, на третьих – научиться вместе с Фокусником делать фокусы – превращать несколько (2) геометрических фигур в одну.

Слайд 8: в своей работе я придерживаюсь следующих педагогических правил:

1. Осуществление педагогического руководства дидактическими играми (применение системы активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).

2. Поэтапное использование многообразия дидактических игр (словесных, игр – загадок, занимательного материала, подвижных игр).

3. Опора на сформированные формы мышления (применение наглядного материала, системы сенсорных действий).

4. Одновременное воздействие на эмоциональную, мотивационную сферы ребёнка.

5. Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьёй.

Слайд 9: С целью развития умения выделять существенные признаки я включила игры «Отгадай – ка», «Да – нет», «Угадай, что загадано», «Найди ошибки», «Найди отличия» и др. С целью развития умения сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение – игры «Похож – не похож», «Угадай по описанию», «Как расположены фигуры», «Дома зверей» и др. С целью развития умения обобщать и классифицировать такие игры, как «Что где растёт», «Найди пару», «Назови три предмета», «Что лишнее», «Подбери предметы с общим назначением», «Назови одним словом». С целью развития внимания, сообразительности, быстроты мышления я включила игры «Летает – не летает», «Отвечай быстро», «Придумай предложение», «Кто больше назовет действий».

Слайд 10: Такие игры как «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Что лишнее», «Подбери предметы с общим назначением», «Угадай, какой предмет загадан», «Угадай по описанию», «Опиши предмет» направлены на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

Слайд 11: Например, игра «Угадай, какой предмет загадан» проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Цель её была научить самостоятельно, загадывать загадку, описать предмет, не называя его. В первом варианте я описывала предмет сама, а дети отгадывали. Во втором варианте усложняла задачу – дети сами описывали предмет. Описание предмета вызывало определённую трудность, и поэтому загадки были бедными по содержанию и отгадки не получались. Решить эту проблему помогали игры – описания «Угадай по описанию», «Расскажи Незнайке о любимых игрушках». В играх назначался ведущий. Им становился тот, кто отгадывал предмет. Дети были активны и очень радовались, когда становились ведущими.

Слайд 12: Занятия с «Волшебным квадратом» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности. «Волшебный квадрат», который ещё называют вечными оригами, можно превратить в домик, конфету, лодку.

Такие игры как «Танграм», «Волшебный квадрат», помогают развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление. В процессе игры дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.

Слайд 13: Значительную трудность вызывала у детей необходимость вычленять части предметов. Чтобы научить детей этому проводила игры «Собери машину (велосипед и т. д.). Эти игры научили детей находить недостающие детали и приходить к выводу : отсутствие чего-либо делает невозможным использование предмета.

Слайд 14: Игры – эксперименты, игры – опыты, например, «Поймай Невидимку», «Вкусный опыт» направлены на совершенствования способов взаимодействия с окружающей средой. В этих играх сохраняется элементы познавательного учебного и игрового взаимодействия.

Слайд 15: Для раскрытия творческого потенциала, для развития мышления, воображения и т. д. я использовала игры преобразования типа «Сочини сказку», «Логический поезд», «Цепочка слов». Эти игры позволяют детям самостоятельно доводить начатое дело до конца, самовыразиться, реализовать задуманное и получить результат.

Слайд 16: В ходе занятия с целью развития воображения, пространственного мышления я предлагала детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек, цветных лучинок. Требовалось составить как можно больше разнообразных фигур из палочек: квадрата, треугольника. А также решить логические задачи.

Слайд 17: Задачи, стоящие передо мной и детьми, реализуются не только на занятиях, но и в процессе организации игр в повседневной жизни. Мною была организована игротека – уголок занимательной математики. Это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Дети свободно берут их интересующую игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Слайд 18: Оборудовав уголок занимательной математики, я преследовала решение двух главных задач.

Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Слайд 19: Весь материал, помещённый в уголок занимательной математики, постепенно накапливаю, систематизирую. В основном это игры, с которыми дети познакомились на занятии : «Танграм», «Рассеянный художник», «Определи недостающий предмет», «Третий лишний», «Почини одеяло» и многое другое. Чтобы эти игры постоянно вызывали интерес, я периодически заменяю их новыми. Также в нём представлены модели часов, времен года, частей суток. Имеется также дидактическая кукла Знайка, которая используется на занятиях, викторинах математического характера.

Слайд 20: Далее я поставила перед собой задачу заинтересовать родителей этой проблемой. Формой работы с родителями избрала родительское собрание на тему: Значение дидактических игр для всестороннего развития детей», семинар практикум, оформление уголка для родителей.

В уголок для родителей поместила папку – раскладушку о роли дидактических игр в жизни детей.

Слайд 21: На родительском собрании рассказала о значении дидактических игр. Раскрывая перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, я подчеркнула, что в таких играх развиваются психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание. Показала, какие игры можно организовать дома. Дала некоторые советы родителям, которые помогут выбрать игры, необходимые для детей.

Для того, чтобы родителям была понятна методика проведения дидактической игры, во второй части родительского собрания организовала со всеми присутствующими дидактические игры. При этом родители убедились, что любая игра, в которой есть правила и действия, требует усилия воли, внимания.

Слайд 22: Позднее организовала семинар – практикум, который посвятила теме, как можно вместе с детьми изготовить настольно – печатные игры. Показала дидактические игры, сделанные вместе с детьми. Попросила родителей привлекать детей к сбору иллюстраций, изготовлению карточек для игр. Затем я предложила родителям вместе с детьми изготовить одну или более игр. Дала описание способа изготовления игры. Родители активно откликнулись на моё предложение.

Так в нашем детском саду появилась студия «Мастерилка» где родители, дети и воспитатели проявляя творчество и изобретательность, изготавливают дидактические игры для своей группы и в подарок детям других групп. В «Мастерилке» появилась новая игра «Зверята в домике», которую мы подарили детям средней группы.

Слайд 23: Благодаря тому, что в нашей группе установилась традиция – «Игры в гости к нам» (каждый четверг кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру, знакомит с ней сверстников; целую неделю игра «гостит» в группе; все желающие в свободное время могут в неё поиграть, после чего её возвращают владельцу) каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт.

Слайд 24: Надолго запомнятся детям головоломками и конкурсами Праздники и развлечения «Путешествия в страну Сообразилию», «Остров математики».

Слайд 25: Проанализировав результат своей работы, я провела вторую диагностику и пришла к выводу, что моя деятельность дает положительные результаты.

а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.

б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Результаты диагностики показывают, что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня развития логического мышления детей.

Слайд 26: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие.

Проводя работу по логическому мышлению у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что это необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Роль развивающей среды в развитии логического мышленияРоль развивающей среды в развитии логического мышления На тему: Развитие логического мышления через развивающую среду МБОУ «Мумринская СОШ» Воспитатель Жалбусинова Р. Н. 2013г октябрь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития логического мышления посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 20:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика развития логического мышления посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ильина (УИ 63867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД