Хуторова Наталья Михайловна
Методика проведения и игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Для коррекции звукопроизношения необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику.
Задачи артикуляционных упражнений : укрепление мышц языка, развитие его подвижности; растяжение подъязычной уздечки; развитие подвижности нижней челюсти, увеличение работоспособности; улучшение внимания, памяти; развитие пространственных представлений.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Публикация «Методика проведения и игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
• «заборчик»;
• «трубочка»;
• «чашечка»;
• «блинчик»;
• «иголочка»;
• «горка»;
• «парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд в заданном положении. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
• «часики»;
• «качели»;
• «лошадка»;
• «чистим зубки»;
• «вкусное варенье»;
• «барабанщик»;
• «худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома :
• заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
• все упражнения проводятся перед зеркалом;
• все упражнения проводятся в виде игры;
• сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
• для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, например: сейчас мы попробуем щёлкать языком, так как скачет лошадка. Покажите правильное выполнение упражнения.
В ходе выполнения артикуляционных упражнений вы увидите, как сначала наблюдается напряженность, скованность движений органов артикуляционного аппарата. При регулярных занятиях постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными и координированными. Не говорите ребенку, что он делает упражнение плохо, неправильно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого старайтесь проводить упражнения в игровой непринуждённой форме.