Базарова Наталия
Методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей 6–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей 6-7 лет с ОНР
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Публикация «Методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Нарушения чтения и письма являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова предлагают следующую методику работы по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.
* Развитие общей и мелкой моторики.
* Развитие пространственного восприятия, зрительного внимания и памяти.
* Развитие слухового внимания и памяти.
Работа по воспитанию слухового внимания является предпосылками формирования фонематического слуха, способствует развитию чувства языка, ритмико-мелодической организации речи, её интонации. Работу необходимо начинать с того, чтобы научить ребёнка слушать обращённую к нему речь.
* Расширение словарного запаса детей.
Учитель-логопед формирует понятия о словах, обозначающих предметы и явления природы, действия, признаки предметов. Тем самым мы готовим платформу для последующей работы над предложением.
* Анализ слова.
* Работа над предложением.
Работа над предложением начинается с простого нераспространённого предложения. Широко используются графические схемы предложений для того, чтобы сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове как единице предложения. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложения.
* Развитие звукового анализа слова.
* Дифференциация звуков.
* Знакомство с буквами.
Технология работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР учителей-логопедов Т. Ю. Бардышевой и Е. Н Моносовой, на мой взгляд, наиболее точная и полная. Она в большей степени направлена на профилактику различных видов дисграфии и дислексии у детей.
Авторами разработана система занятий с детьми четырё х возрастных групп: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Упражнения по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей появляются на занятиях с детьми 4-5 лет. В старшей и подготовительной группе их количество увеличивается.
В работах многих авторов (В. К. Воробьёвой, Л. Н. Ефименковой, Н. А. Чевелёвой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схемы предложений и планы рассказов. Бардышева и Моносова предлагают дополнительный материал (в большом объёме, который представлен сюжетными картинками, текстами, вопросами к ним, картинно-графическими схемами предложений и планами рассказов.
Картинно-графические схемы предложений и планы рассказов составлены для закрепления и правильного употребления в речи детей изучаемых предлогов, относительных и качественных прилагательных, глаголов и антонимов.
Работая над предложением, мы занимаемся профилактикой аграмматической дисграфии и дислексии (знакомство с предлогами, закрепление предлогов в речи, работа над словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками).
Используя картинно-графическую запись текста формируем у детей понятия :
* рассказ состоит из предложений;
* в конце предложения ставим точку;
*предложения пишутся раздельно;
* предложение состоит из слов (в схеме слова-предметы – отдельные картинки или квадраты, слова-действия – чёрные стрелки, слова-признаки – треугольники, предлоги – схематическое изображение)
* слова пишутся раздельно (картинки расположены на определённом расстоянии, предлоги со словами тоже пишутся раздельно).
Сначала предлагаем небольшие тексты без предлога. Первый текст состоит из двух предложений.
«Игрушки»
Мама подарила Кате куклу.
Катя куклу одевала, причёсывала, кормила.
Второй вариант:
Папа подарил Толе мяч.
Толя мяч катал, бросал, ловил.
Далее предлагаем тексты из четырёх предложений с минимальным количеством предлогов. Например,
«В огороде»
Семья пришла в огород.
Дети собирают овощи.
Они отдадут овощи маме.
Мама сварит из овощей суп.
«В саду»
Семья пришла в сад.
Дети собирают фрукты.
Они отдадут фрукты маме.
Мама сварит из фруктов компот.
Объём текстов постепенно увеличивается.
«Домашние птицы»
Мама кормит домашних птиц.
Вова и Таня помогают маме.
Мама кормит гуся горохом.
Таня кормит курицу зерном.
Вова кормит утку кашей.
У мамы растут хорошие помощники.
Отдельный вид работы : составление предложений с предлогами по схемам.
Например, различаем предлоги «На» – «С»
Огурец лежит на тарелке.
Мама взяла огурец с тарелки.
Листик упал на траву.
Вика подняла листик с травы.
Появляются тексты для пересказа с большим количеством предлогов.
«Осень, листопад»
Наступила осень.
Начался листопад.
Листья падают на дорожки, скамейки и клумбы.
Дворники сметают листья с дорожек и клумб.
Дети гуляют и собирают листья со скамеек.
Они сделали из листьев осенний букет.
Букет получился очень красивый.
Демонстрационный материал с картинно-графическими планами рассказов Бардышевой и Моносовой предложен для средней, старшей и подготовительной к школе группы. Как правило, мы работаем с детьми 2 года. Проработав несколько лет по данной технологии, мы пришли к выводу, что в старшей группе мы используем весь материал средней группы и часть (более лёгкую) старшей. В подготовительной к школе группе – вторую часть старшей и всю подготовительную. (Для старшей группы – 28 текстов, а для подготовительной – 34).
Предлагаю вашему вниманию тексты с картинно-графическим планом для подготовительной группы и технологию работы по предупреждению дисграфии.
«Сбор урожая в огороде»
Это огород.
В огороде растут разные овощи.
Овощи растут на длинных и коротких грядках.
Грядки рыхлят, поливают юные огородники.
Петя поливает зелёный лук.
Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью.
Вика срезает и складывает в большую плетёную корзину хрустящую белокочанную капусту.
Из капусты и других овощей мама сделает разные заготовки на зиму.
«Подготовка к олимпиаде»
Спортсмены готовятся к зимней Олимпиаде.
Фигуристы разучивают новые танцы на льду.
Конькобежцы бегают на коньках по ледовым дорожкам.
Хоккеисты тренируются на спортивных хоккейных площадках.
Лыжники спускаются с высоких снежных гор.
Саночники тренируются на спортивных скоростных санях.
Спортсмены хотят отлично выступить на зимней Олимпиаде.
Россия гордится нашими замечательными спортсменами.
После предъявления картинно-графического плана текста детям:
* Считаем, сколько в рассказе предложений.
* В конце каждого предложения стоит точка.
*Анализируем каждое предложение, сколько в нём слов. Обращаем внимание, что слова пишутся раздельно. (Показываем пальцем каждое слово).
*Отдельную работу проводим со словами-действиями и словами-признаками.
Для этого логопед читает предложение, пропуская слово-действие. Дети называют его. (Приём Ткаченко). То же самое со словами-признаками и предлогами. (Потерялось маленькое слово).
* Затем к каждому предложению логопед задаёт вопрос.
* Пересказы детей.
На занятиях постоянно употребляются термины: предложение, слова, слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово (предлог).
На профилактику акустической дисграфии направлен весь материал занятий по формированию звуковой стороны речи. (Дифференциация гласных, согласных по принципу звонкости – глухости, твёрдости – мягкости).
На профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза направлены упражнения на звуко-буквенный анализ слов, деление слов на слоги, знакомство с ударением.
Очень интересны упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии и дислекии. При знакомстве с буквой авторы предлагают следующие упражнения:
* предъявление карточек с буквой из шершавого материала;
* «Мастерская букв» (выложить букву из палочек, вылепить из пластилина, сделать букву из шнурка);
* раскрашивание букв, узнавание букв среди неправильно написанных и зашумленных, наложенных;
* письмо букв в воздухе;
* «Чудесный мешочек», найти букву в сухом бассейне.