Юлия Мищенко
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: цели и методика
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды рассматривалась с различных точек зрения на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня педагогические учения, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: цели и методика» размещена в разделах
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в основу теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер.
Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Последнее десятилетие ХХ в. можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
Экологическое образование осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Сегодня идет поиск новых форм, методов, используемых в экологическом воспитании детей. При этом среди методов, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности, развивать способность ребенка справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире, действовать в новых, непривычных ситуациях, особое место занимает метод кейс-технологии.
В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся в дальнейшем выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.
Реализация целей экологического образования станет возможной при решении следующих задач обучения, воспитания и развития дошкольников :
1. Формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
2. Развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса; познавательный интерес и причинное объяснение при анализе факторов и явлений окружающей среды.
3. Обучать детей методами познания окружающего мира.
4. Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.
В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся в дальнейшем выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.
Формировать экологические элементы поведения надо при моделировании возможных контактов и логики поведения при них. Наиболее распространенные типы контакта детей с природными объектами:
1. Общение с домашними животными.
2. Общение с дикими животными.
Для того, чтобы эмоциональный контакт человека с представителями другой формы живой материи состоялся, необходимо принять как аксиому право на существование этого иного и непохожего. Чтобы это принять, надо понять, чем и как это иное живет. Самый лучший способ кого-нибудь понять – это мысленно стать им.
Но понять их прежде всего нам мешает страх, который гнездится в каждом из нас. Страх перед природой вообще, а перед животными в особенности. Страх от непонимания, непонимание от незнания. Поэтому необходимо обучать детей. Вообще детям надо помочь уяснить, что природа всегда полна разной жизнью, которую мы, как правило, не видим. Между тем за нами всегда следят сотни глаз. Следят и боятся, не зная, что на этот раз плохого можно от нас ждать. Детям нужно усвоить, что каждый их шаг в природе влияет на чью-либо жизнь.
Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Таким образом, именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.