Мария Балакирева
Методика «Нарисуй себя» как часть игрового сеанса для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе детей 5—9 лет. Мы её использовали для определения особенности эмоционально-ценностного отношения к себе детей старших дошкольников. Модифицированный вариант этой методики стал основой игрового сеанса, который был проведён для старших дошкольников в дни психологических знаний.
Публикация «Методика „Нарисуй себя“ как часть игрового сеанса для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Материал и оборудование мы изменили: Для выполнения задания ребенку дали шесть цветных карандашей — синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики - сложенный пополам (книжечкой) заменили белой бумагой, сложенной в трое. На которой детям предстояло раскрасить, соответственно три изображения: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка, «Хороший мальчик/девочка», «Я». Мы добавили элемент социометрии в завершающую часть сеанса – когда детям предложили свой рисунок «Я» выложить на общий стол (дом) выбирая место (соседей).
Методика проводилась фронтально. А начали мероприятие мы с весёлой игры
"У Маланьи у старушки. "- она зарядила ребят на положительный эмоциональный фон.
Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.
Инструкция: «Сейчас вы будете раскрашивать тремя карандашами. Выберите эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу, на которой нарисован «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли нужную страницу.) Начинаем красить».
После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано «Хороший мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить.) Начинаем рисовать».
Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке каждый из вас нарисует себя.
Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).
Дети работают самостоятельно.
После завершения всей работы с детьми проводится беседа, которая может содержать следующие вопросы: рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой — меньше всего и почему? Какой рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом — хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто — хороший или плохой мальчик/девочка — ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для этого требуется?