Доронина Наталья
Методика использования различных средств гимнастики хатха — йоги в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система упражнений, игровых заданий используется в физкультурных занятиях, физпаузах, утренней гимнастики, гимнастике пробуждения в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Цикл занятий строится по игровому принципу, где на каждом раскрывается сюжет малой тематической игры. Такие занятия способствуют воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физических воспитания, используемые в сюжетном занятие, подчинены определенному сюжету. Например, в комплексе «Начинается зима» традиционные названия упражнений хатха – йога заменяем на игровое, характерное для сюжета: «ёж» - поза «ролик», «заяц» - поза «герой», «белка» - поза «черепаха», «лисица» - поза «собака» и др. В процессе сюжетных занятий используются стихи, загадки, соответствующие сюжету. Необходимо привлекать внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребёнка. Давать детям домашнее задание, например, выполнить то или иное упражнение комплекса. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыков произвольного расслабления используется совместно с музыкальным руководителем специальная музыка, тематически связанная с сюжетом в сочетании с естественными природными звуками, например, музыкальные композиции «Малыш у моря», «Малыш в лесу».
Публикация «Методика использования различных средств гимнастики хатха — йоги в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Йога для детей
- Темочки
Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Однако при проведении оздоровительных занятий необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из 3-х частей. Мы используем один из двигательных режимов, предложенных в авторской программе Н. Н. Ефименко – «полный круг».
В подготовительную часть включают комплекс упражнений хатха – йоги из положения лёжа на спине, на боку и на животе, стоя на четвереньках, сидя, стоя на коленях, стоя. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Эти упражнения выполняются блоком коррекционных упражнений в сочетании с другими общеразвивающими. Каждое упражнение начинается с периода освоения, поэтому, оно сначала выполняется в динамическом варианте. Затем детей учат сосредоточиться на ощущениях в некоторых участках тела в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны. Впоследствии детям предлагают представить себя в образе, которому соответствует название упражнения (например, коровы, кузнечика, кошки и т. д.) Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-8 повторений или 4-10 сек. в зависимости от возраста детей и сложности упражнений (4 г. жизни – 4 – 5 сек., 5 лет – 6-8 сек., 6 лет – 8 – 10 сек.) Асаны вводят в комплекс постепенно: начиная с 3 – 4 простых в младшем возрасте и доводим до 6 – 8 более сложных в старшем возрасте.
В основную часть входят основные виды движений и эмоциональная разгрузка – подвижная игра.
Заключительная часть строится из дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, массажа биологически активных зон, гимнастики для глаз, упражнений на расслабление (релаксация). В младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяют упражнениям на дыхание, пальчиковой гимнастике, массажу. В старшем – упражнениям на дыхание, гимнастике для глаз, массажу биологически активных зон, самомассажу.
Способ организации детей зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются в носках.