Мазурина Татьяна
Методика использования диафильмов в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Просмотр диафильмов - это целый ритуал, это особая форма общения с детьми. Устроить импровизированный экран, вставить пленку, подождать, пока нагреется диапроектор, погасить свет в комнате и… Начало познавательной истории из диафильма! Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально… Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы – в этом есть какаято тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу… Зачем нужны сейчас диафильмы? О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг - это всегда активная работа, а просмотр диафильмов - это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка - визуальный ряд, и моторика — прокручивание кадров, и общение. Диафильм - вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология. С экологической точки зрения диафильм - один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере - пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей… Диафильмы распространены в странах, где очень сильно заботятся о здоровье граждан, об экологических стандартах - в Венгрии, Израиле, США. Может быть, когда-нибудь и у нас все встанет на свои места. Родители поймут, что новых технологий, видео, компьютеров недостаточно, чтобы научить чему-то ребенка, что средство воспроизведения влияет на восприятие содержания, и диафильм в этом нужном, полезном восприятии играет не последнюю роль. Так вот, как педагог подвожу итоги: просмотр диафильма в работе с детьми не только можно использовать, но и нужно! Диафильмы для детей стимулируют: - речь, потому что диафильм можно обсудить в процессе просмотра; - воображение ребенка, потому что крупные красочные картинки (крупнее, чем в книгах) не меняются с бешеной скоростью; - память и внимательность ребенка, потому что нужно отследить развивающийся сюжет; -стремление к чтению, потому что текста там немного, но он есть и написан крупно и комментирует изображение; - доверительные взаимоотношения с родителями, потому что нет ничего безмятежней, чем сидеть с мамой и папой в темноте, слушая историю, рассказываемую их голосами. Кроме того, просмотр диафильмов рекомендован с 2-летнего возраста. Однако если малыш усидчив и любит книжки, то можно попробовать показать диафильмы и раньше - например, с 1,5 лет. Методика использования диафильмов в художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста Многие произведения детской художественной литературы послужили содержанием для диафильмов, которые демонстрируются через аллоскоп или фильмоскоп. В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны. Диафильм демонстрируется в затемненной комнате, где все должно быть подготовлено: экран, на высокой подставке аппарат со вставленным диафильмом. Если нет специального экрана, то можно демонстрировать диафильм прямо на белой стене. Перед экраном на расстоянии 3 м в два-три ряда устанавливаются детские стульчики. Окна плотно завешиваются. Проверка действия аппарата должна быть проведена до прихода детей. Накануне или за несколько дней до показа диафильма воспитатель знакомится с содержанием диафильма, упражняется в чтении текста, добиваясь выразительности. Когда дети займут свои места, воспитатель сообщает им название диафильма, иногда дает краткие «пояснения к тому, что они увидят на экране. Каждый кадр демонстрируется в течение нескольких секунд, чтобы дети смогли рассмотреть изображение и послушать сопроводительный текст. В отдельных случаях, когда диафильм невелик по количеству кадров (около 20, можно продемонстрировать его два раза подряд. Воспитатели старшей и подготовительной групп могут спросить детей, какой диафильм из известных им они хотели бы посмотреть. Подобный вопрос вызовет живое обсуждение просмотренных диафильмов : дети начнут припоминать содержание, приводить отдельные эпизоды - все это, безусловно, полезно с точки зрения воспитания интересов детей, развития их памяти и речи. При повторном показе уже известного диафильма целесообразно задавать детям вопросы об отдельных кадрах, о том, что делает герой диафильма, о чем разговаривают действующие лица, где происходит действие и т. п. Показ диафильмов можно проводить в часы игр Источники Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду: Кн. для работников дошк. учреждений. - М. : Просвещение, 1989.—95 с. : ил.