Татьяна Денисенко
Методика исследования толерантности школьников
▼ Скачать
Материал методики представляет собой три серии. Каждая серия теста имеет отношение к одной из сфер жизни ребенка:
• Первая серия - «Толерантность в кругу друзей»;
• Вторая серия - «Толерантность и окружающий мир»;
• Третья серия - «Толерантность у себя дома».
Публикация «Методика исследования толерантности школьников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
В каждой серии восемь незаконченных предложений. Под каждой ситуацией расположены два варианта ответов, которыми можно закончить предложение. Младшим школьникам предлагается из двух вариантов ответа выбрать тот, который ему кажется наиболее подходящим и обозначить свой выбор.
Для определения уровня толерантности подсчитываете, сколько каждый испытуемый сделал толерантных выборов. Подсчитывается общий уровень толерантности испытуемого и уровень толерантности в каждой из сфер.
Имя обучающегося ___
Серия 1.
1. Наташа плохо одета.
• Это не имеет значения.
• Ты вместе со своими друзьями будешь ее дразнить.
2. Твой знакомый мальчик - другой национальности, он соблюдает традиции своего народа…
• Ты скажешь ему, что это смешно.
• Ты попросишь его рассказать тебе об этом.
3. Кожа Джона не такого цвета, как твоя.
• Ты попытаешься поближе с ним познакомиться.
• Ты скажешь, что тебе не нравятся люди такого цвета, как он.
4. Старичок впереди тебя идет очень медленно.
• Ты толкнешь его, чтобы скорее пройти.
• Ты придержишь дверь, чтобы он прошел.
5. Ты мальчик, тебя посадили за одну парту с девочкой.
• Ты скажешь, что все девчонки глупые.
• Ты поболтаешь с ней.
6. Ты девочка, тебя посадили за одну парту с мальчиком.
• Ты скажешь, что все мальчишки глупые.
• Ты поболтаешь с ним.
Ты видишь, что кого-то бьют.
• Ты защитишь его
• Ты сделаешь вид, будто ничего не видел
Тебя знакомят с ребенком, который передвигается только в инвалидной коляске.
• Ты поговоришь с ним, как с любым другим человеком,
• Ты сделаешь вид, что не заметил его.
Серия 2.
1. Вся история человечества сопровождается войнами.
• Мы должны попытаться понять, почему начинаются войны.
• Мы ничего не можем сделат
Тебя знакомят с детьми, которые пострадали от войн и конфликтов.
• Ты посочувствуешь им.
• Тебя это не волнует.
Учитель рассказывает о доброте и понимании между людьми…
• Тебе это не интересно.
• Ты хочешь узнать об этом больше.
Ты с кем-то не согласен.
• Ты все-таки постараешься выслушать ее или его
• Ты не дашь ему или ей шанса высказаться
Как лучше побороть зло.
• Применяя силу
• Объединиться с другими и сказать злу «НЕТ»
На уроке ты уже ответил.
• Ты снова тянешь руку.
• Ты дашь возможность ответить другим.
Друг предал тебя.
• Ты попытаешься обсудить с ним это.
• Ты постараешься отомстить ему.
У тебя появился друг по переписке из другой страны.
• Тебе хочется, чтобы он поделился с тобой своими мыслями.
• Тебе это не интересно
Серия 3.
Младший брат (сестра) сломал твою игрушку.
• Ты простишь его, он сделал это случайно
• Ты отшлепаешь его
В семье кто сильнее, тот и командует.
• Ты не будешь поступать так же.
• Ты будешь так же поступать при решении проблем.
Младшим всегда достается больше подарков и внимания.
• Ты говоришь себе, что ты никому не нужен.
• Ты расскажешь кому-нибудь, почему ты чувствуешь себя несчастным.
Ты поссорился со своей сестрой (братом).
• Ты постараешься объяснить ей свою точку зрения,
• Ты надуешься и уйдешь.
Кто-нибудь поступает с тобой грубо.
• Ты ответишь тем же.
• Ты постараешься изменить его отношение к тебе.
Ты не доволен собой.
• Ты скажешь «у каждого есть недостатки»
• Ты всеми недоволен
Ты слышишь, что о ком-то говорят плохо.
• Ты разузнаешь, правда ли это.
• Ты немедленно кому-нибудь расскажешь об этом.
Ты не хочешь идти на прогулку с семьей.
• Ты закатишь сцену.
• Ты предложишь что-нибудь поинтереснее
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА «УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»
1. Должны ли богатые люди помогать бедным? ___
2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей? ___
3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег?___
4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?___
5. Правильно ли то, что в школе проводятся акции «Забота», «Милосердие», «Красный Крест»? Почему?___
6. Принимаешь ли ты участие в таких акциях? ___
7. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему?___
8. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?___
9. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом?___
10. Должна ли наша страна (в тяжелое для нее время) помогать народам Африки?___
11. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий?___
12. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе?___
13. Справедливо ли людей с темным цветом кожи ставить руководителями над белыми людьми? Почему?___
14. Хотел (а) бы ты пожить в другой стране? Какой?___
15. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства?___
16. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие других стран?___
17. Можно ли любые конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок?___
Имя обучающегося ___
1. Должны ли богатые люди помогать бедным? ___
2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей? ___
3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег?___
4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?___
5. Правильно ли то, что в школе проводятся акции «Забота», «Милосердие», «Красный Крест»? Почему?___
6. Принимаешь ли ты участие в таких акциях? ___
7. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему?___
8. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?___
9. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом?___
10. Должна ли наша страна (в тяжелое для нее время) помогать народам Африки?___
11. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий?___
12. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе?___
13. Справедливо ли людей с темным цветом кожи ставить руководителями над белыми людьми? Почему?___
14. Хотел (а) бы ты пожить в другой стране? Какой?___
15. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства?___
16. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие других стран?___
17. Можно ли любые конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок?___
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ,
РАЗРАБОТАННЫЙ П. В. СТЕПАНОВЫМ, В. В. БОЙКО
Инструкция к опроснику: прочитайте предложенные утверждения. Если вы поступаете всегда так же, поставьте крестик в графе «да», если вы так поступаете, но не всегда, поставьте крестик в графе «иногда», если вы так никогда не поступаете, поставьте крестик в графе «нет».
Фамилия, имя, класс___
Утверждения да иногда нет
1. Я люблю играть и разговаривать с другими детьми.
2. Мой друг должен всегда думать как я.
3. Со взрослыми и ребятами я веду себя вежливо.
4. Мои друзья, если не понимают что-то в изучаемом материале, обращаются ко мне за помощью.
5. Я считаю, что у каждого должны быть свои вещи, их не надо давать другим.
6. Если одноклассники не дружат с одним учеником, то я тоже не буду дружить.
7. Я всегда соблюдаю правила поведения в школе.
8. Я стараюсь быть справедливым в отношениях со своими одноклассниками.
9. Я признаю, если был неправ.
10. Я всегда выполняю свои обязанности.
11. Мнение других людей принимаю спокойно, без раздражения.
12. Если я слышу грустную историю, то на мои глаза могут навернуться слезы.
13. Если меня разозлили, то я могу накричать, хлопнуть дверью.
14. Я дружу с одноклассником если мне с ним интересно, независимо от его национальности.
15. Я долго помню обиды.
16. Если одноклассник забыл что-то дома, я поделюсь с ним своими школьными принадлежностями.
17. Если одноклассник расстроен, я всегда стараюсь его утешить, пожалеть.
18. Я люблю заботиться о младших и слабых.
19. Если я с кем-то не согласен, то постараюсь его спокойно убедить в своей правоте.
20. Если мне не нравится чужое мнение, я буду протестовать, возмущаться.
21. Принимая решение, я считаюсь с мнением своих одноклассников.
22. Я друзей выбираю не по национальности.
23. Я не принимаю чужое мнение, потому что оно чужое.
24. Мой друг может не любить фильм, игру, музыку, которые нравятся мне.
25. Если я знаю, что прав, то за свою правоту могу и подраться.
Обработка результатов:
1,3,4,7,8,9,10,11,12,14,16,17,18,19,21,22,23,24 - «да» - 2 балла, «иногда» - 1балл, «нет» - 0 баллов.
2,5,6, 13,15,20,25 - «да» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла.
- 45-50 баллов - высокий уровень толерантности;
- 26-44 баллов - средний уровень;
- 1-25 баллов - низкий.
Имя обучающегося ___
Прочитайте предложенные утверждения. Если вы поступаете всегда так же, поставьте крестик в графе «да», если вы так поступаете, но не всегда, поставьте крестик в графе «иногда», если вы так никогда не поступаете, поставьте крестик в графе «нет».
Фамилия, имя, класс___
Утверждения да иногда нет
1. Я люблю играть и разговаривать с другими детьми.
2. Мой друг должен всегда думать как я.
3. Со взрослыми и ребятами я веду себя вежливо.
4. Мои друзья, если не понимают что-то в изучаемом материале, обращаются ко мне за помощью.
5. Я считаю, что у каждого должны быть свои вещи, их не надо давать другим.
6. Если одноклассники не дружат с одним учеником, то я тоже не буду дружить.
7. Я всегда соблюдаю правила поведения в школе.
8. Я стараюсь быть справедливым в отношениях со своими одноклассниками.
9. Я признаю, если был неправ.
10. Я всегда выполняю свои обязанности.
11. Мнение других людей принимаю спокойно, без раздражения.
12. Если я слышу грустную историю, то на мои глаза могут навернуться слезы.
13. Если меня разозлили, то я могу накричать, хлопнуть дверью.
14. Я дружу с одноклассником если мне с ним интересно, независимо от его национальности.
15. Я долго помню обиды.
16. Если одноклассник забыл что-то дома, я поделюсь с ним своими школьными принадлежностями.
17. Если одноклассник расстроен, я всегда стараюсь его утешить, пожалеть.
18. Я люблю заботиться о младших и слабых.
19. Если я с кем-то не согласен, то постараюсь его спокойно убедить в своей правоте.
20. Если мне не нравится чужое мнение, я буду протестовать, возмущаться.
21. Принимая решение, я считаюсь с мнением своих одноклассников.
22. Я друзей выбираю не по национальности.
23. Я не принимаю чужое мнение, потому что оно чужое.
24. Мой друг может не любить фильм, игру, музыку, которые нравятся мне
25. Если я знаю, что прав, то за свою правоту могу и подраться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика на определение уровня толерантности
(Ковальчук М. А.)
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того чтобы не было войны.
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность.
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию.
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал.
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то.
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил.
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем.
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б» : Высокий уровень проявления толерантности. Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается» - данная формулировка соответствует высокому уровню сформированности межэтнической толерантности : ребенок всегда принимает различия между нациями, всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность.
Если у тебя от 3 до 7 «б» : Средний уровень. Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью» - данная формулировка соответствует среднему уровню сформированности межэтнической толерантности : ребенок иногда принимает различия между нациями, иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность.
Если у тебя менее 3 «б» : Низкий уровень. Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий» - данная формулировка соответствует низкому уровню сформированности межэтнической толерантности : ребенок не принимает различия между нациями, не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.
https://infourok.ru/test-opredelenie-urovnya-tolerantnosti-2668363.html
Имя обучающегося ___
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным.
1. Для того чтобы не было войны.
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность.
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию.
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал.
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то.
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил.
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем.
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У. А. Кухаревой
Инструкция. Закончите предложения
1. Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую
2. Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит
3. Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня
4. Приезжие и жители нашего города (нашей станицы) могут
5. Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня
6. Я думаю, что отношения между людьми разных религий
Интерпретация предложений.
Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности у школьников : высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
агрессия – 0 баллов
равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл
Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
констатация присутствия, признание прав – 3 балла
помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.
Общий анализ уровня толерантности
Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.
Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.
Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
Высокий уровень толерантности (19-24 балла)характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.
Качественный анализ толерантности
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла
Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов
Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов
Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов
Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе
Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.
Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла
Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов
Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов
Высокий уровень толерантности - 19-24 балла
Предложение Интерпретация
0 баллов 1 балл 3 балла 4 балла
Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую негатив!
мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских прочерк
ничего не значит
равнодушие
я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме… он такой же человек, как и я
никакое… человек, как человек гордость за свою страну
заинтересованность
что в России демократия!
Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит что надо сваливать из неё прочерк
ничего не значит
это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе что в России проживают разные народы
общение с людьми других национальностей
дружба народов что я могу обзавестись друзьями других наций
что она очень популярная и разносторонняя
хорошее развитие страны
Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня прочерк
всегда друг до некоторых моментов
интересен, если он приехал на время друг
интересный собеседник
источник новых знаний
Приезжие и жители нашего города могут ехать дальше прочерк
даже имеют право общаться с нами
должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям общаться, делиться впечатлениями
всё, кроме того, что нарушать закон жить, работать и любоваться нашим городом
жить в мире и согласии, уважая друг друга
Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня вызов
раздражаюсь прочерк
спор
трудно способ доказать своё мнение
дискуссия
просто разговор очень интересно
это повод устроить дебаты, сколько людей столько и мнений
дискуссия
способ узнать мнение других
Я думаю, что отношения между людьми разных религий это вызов прочерк
это допустимо, но мне не нравится и я буду исповедовать свою религию
странные приемлемы
это не плохо должны, и в большинстве случаев складываются хорошо
способ объединения людей
должны быть дружескими
это интересно
Примечание:
Если присутствует много «прочерков», то возможно не сформирована толерантная (интолерантная) позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.
https://урок. рф/library/diagnostiki_tolerantnost_040254.html
Имя обучающегося ___
Закончите предложения
1. Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую ___
___
2. Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит ___
___
3. Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня ___
___
4. Приезжие и жители нашего города (нашей станицы) могут ___
___
5. Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня ___
___
6. Я думаю, что отношения между людьми разных религий ___
___