Иванютина Людмила Борисовна
Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и процесс погружения дошкольников в образовательную среду
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии.
Публикация «Методика „говорящих стен“ как система визуализации знаний и процесс погружения дошкольников в образовательную среду» размещена в разделах
- Интерактивные, говорящие стены
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для реализации этих требований мы подобрали такую форму работы, которая затрагивает сразу нескольких образовательных областей.
Такой формой работы является «Говорящая стена».
«Говорящая стена» решает важные задачи:
создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
Создает условия для самостоятельной деятельности.
Говорящая стена – своего рода инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ. Неотъемлемой частью «говорящей» стены служат пособия, материалы, игры, которые в последствии пополняют развивающие пособия группы. С помощью развивающей стены ребенок самореализуется.
Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде детского сада.
Интеллектуальную «говорящую» стену можно оснастить :
магнитной доской с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой. Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине.
доской для рисования мелом и маркером; возможно организовать зону творческого самовыражения прямо на стене.
Можно на высоте двух метров закрепить металлическую трубу при помощи специальных держателей. На трубу повесить рулон обоев, его конец пропустить под неплотно закрепленной на стене рамкой.
Выбирая высоту для закрепления рамы, учитывается рост ребенка. Прямо на стене рядом с рамой расположить контейнеры с материалами для рисования: восковые мелки и фломастеры, так как они значительно мягче при нажатии, чем цветные карандаши, оставляют более толстые и яркие линии, не текут (в отличие от красок).
доска с кармашками (в них размещается разнообразный материал : маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее, крючками, липучками.
Бизиборд (один из видов сенсорной стены) представляет собой деревянную панель из досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Для детей младшего возраста панель размещена на небольшой высоте таким образом, что дети могут поиграть с заинтересовавшим их предметом. При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.
Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы : «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?».
Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.
Какие игры можно проводить на развивающей стене?
Игры для развития изобразительных способностей :
• в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку»;
• в старших группах: «Дорисуй человека»
Игры по ФЭМП:
• в средней группе «Выложи столько же, сколько…»,
• «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;
• в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше»,
Игры по развитию речи:
• в младших группах: «Кто как кричит»;
• в средней группе «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»
• в старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.
Дидактические игры:
• «Что лишнее»;
• «Лабиринт».
В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:
равные права всех участников деятельности;
работу в микрогруппах из 4-6 человек;
определение лидеров.
Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и так далее.
Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.
При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации.
Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений.