Лидия Шатских
Хочешь быть здоровым, пой! Методика формирования певческих навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хочешь быть здоровым, пой! Методика формирования певческих навыков у дошкольников
Музыка - верный лекарь человеческого сердца. Большое место в музыке принадлежит песне. Песни, написанные композиторами специально для детей, на различные темы: (о Родине, о животных и птицах, на бытовые темы, создают у детей положительные эмоции, хорошее, приподнятое настроение. Они несут радость, веселье, объединяют душевно. Пение является самым эффективным средством врачевания нарушений речи, преодоления и излечения заикания, устранения речевых дефектов и является средством профилактики заболеваний дыхательного аппарата.
Публикация «Хочешь быть здоровым, пой! Методика формирования певческих навыков у дошкольников» размещена в разделах
При подборе песен для детей надо учитывать доступность, доходчивость мелодии, чтобы песня была понятна ребёнку - ибо через песни ребёнок тоже познаёт мир, развивается всесторонне. Пение способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, певческого дыхания, памяти. В детском саду диапазон у ребёнка небольшой, поэтому надо его учитывать при подборе песен. К каждой разучиваемой песне подбираем распевки, попевки, короткие песенки. Поём в разных тональностях для развития диапазона, учим чисто интонировать. Для разогрева артикуляционного аппарата используем гимнастику язычка, самые простые скороговорки. Проговариваем вначале медленно, затем с ускорением (в старших группах). Для запоминания текста используем много приёмов.
Вот некоторые из них:
1. Проговаривание по фразам ритмично, в темпе песни.
2. Проговаривание трудных слов, пропевание их.
3. Проговаривание тихо – громко (радио).
4. Выключенное – включенное радио (проговаривание про себя)
5. Пение по цепочке.
6. Исполнение трудного отрывка из песни хорошо интонирующим ребёнком.
7. Прохлопывание ритмического рисунка песни, простукивание молоточком, бубном, барабаном и т. д.
8. Подсказка.
9. Просим напомнить, как начинается песня или определённый куплет.
10. Какие песни пели в предыдущей музыкальной деятельности.
11. Приё м поощрения обязателен: игрушка похвалит, присутствующая в зале, можно приобнять ребёнка, погладить по головке, пожать руку и т. д. Все эти приёмы способствуют развитию и внимания, и памяти и интерес ребёнка на занятии не снижается.
12. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми в процессе музыкальной деятельности и после неё.
Очень важно, если есть в саду логопед, взаимодействовать с ним. Для этого мы пишем план взаимодействия, на какие звуки обратить внимание Логопед ставит звуки, а мы в музыкальной деятельности их закрепляем.
Например:
1. Артикуляционные упражнения способствуют развитию подвижности языка, челюстей, губ и укрепляют мышцы глотки (пропевание гласных звуков снизу вверх и сверху вниз и с разной динамикой.)
2. Использование губового оркестра ( например: большой барабан – бум-чи, маленькие барабаны: - тра-та-та, большая гармошка – умпа, умпа; маленькая – тили-тили; и т. д.)
3. Дыхательная гимнастика способствует коррекции нарушенного речевого дыхания и помогает выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность выдоха. (вдох носом, выдох через рот «дуем на листик, одуванчик, снежинку»- тёплой или холодной струёй.
Систематическая работа, начиная с младшего возраста, даёт хорошие результаты в формировании певческих навыков. Вокально-одарённые дети выступают на концертах, перед детьми другой группы, перед родителями. По окончании детского сада поступают в музыкальные школы, хоровые капеллы.