Валентина Банина
Методика формирования основ правовых знаний у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правовые знания дошкольников должны формироваться не только во время организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Самым приемлемым способом донесения информации для детей является игра. Именно через игру ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают важные потребности. Игра помогает познать дошкольнику социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, подвижные и другие. Стоит отметить, что большинство игр хорошо знакомы педагогам, однако мало кто задумывается, что та или иная игра носит правовой характер.
Публикация «Методика формирования основ правовых знаний у дошкольников» размещена в разделах
Например, общеизвестные «Назови ласково» (воспитанник называет свое имя, а потом рассказывает, как ласково его называют дома, «Позови ласково» (Назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребенка, «Как растет имя» (как с годами меняется имя Машенька-Маша-Мария-Мария Ивановна, призваны закрепить одно из простых и в то же время важных правовых понятий – это право на имя.
Другой пример – «Кто в каком доме живет», «Мой домашний адрес», «Бездомный заяц» - какое право реализуется, как вы думаете? Верно, право на дом и его неприкосновенность.
Или, «Съедобное-несъедобное», «Каравай» - способствуют формированию знаний детей о праве на полезное питание.
Более подробно с играми по правам детей вы сможете ознакомиться на нашей выставке.
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику. Ведь, многие литературные произведения ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право.
Внимание на слайд.
«Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей». «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей. «Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание его в неволе. На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.
В своей практике, мы активно применяем правовые сказки, которые придумываем сами. Стоит понимать, что основной принцип правового воспитания – познание социальных норм на основе конкретных поступков. В основе такой сказки лежит реальная история из жизни, а персонаж может быть «сквозной» –например, Зайчик, который в серии небольших историй попадает в различные ситуации. Пример такой сказки вы можете увидеть на слайде. В данной истории реализуется право на имя.
Такие сказки понятны детям даже младшего дошкольного возраста, ребята переживают за полюбившегося героя и с нетерпением ждут новых историй. Применение правовых сказок помогает детям разобраться в жизни, самостоятельно находить ответы на сложные вопросы. Можно не рассказывать сказку до конца, а задать ребятам наводящий вопрос, тем самым помочь им самим понять и решить проблемную ситуацию. Данные сказки помогают не только доступно и понятно рассказать ребятам о правах, но также и выявить факты их нарушений. Например, в семье. Обратите внимание на слайд. Зайчик, рассказав свою неприятную историю детям, доверившись им, ждет ответной реакции. Он может спросить ребят, а попадали ли они в такую ситуацию? Ребята охотно вступают в контакт с любимым героем, становятся откровенными, что не всегда могут сделать с педагогом и прямо заявить о нарушении своих прав, например, жестоком обращении.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что применение данных методов способствуют формированию у детей основ правовых знаний.