Екатерина Игорьевна Черепенькина
Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика формирования школьно-значимых функций
речи у детей с ОНР «Учимся, играя».
Автор: воспитатель: Черепенькина Е. И.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в коррекционном обучении, способном развить у них школьно-значимые функции, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной программы. Это успешно могут обеспечить игровые технологии.
Публикация «Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно об-ширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.
В коррекционной образовательной деятельности используются дидак-тические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые в коррекционной образовательной деятельности, выполняют следующие функции :
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый в НОД, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).
В игровую технологию, которая используется в коррекционной образовательной деятельности, входят различные виды игр:
-дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные,
-игры с движениями,
-сюжетные,
-ролевые,
-игры-драматизации.
В сюжетную линию ОД игры включаются ненавязчиво, последова-тельность их включения определяется логопедом.
Игровые технологии, используемые учителем-логопедом, — одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико- синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
Условия для наиболее эффективного использования игровых технологий:
- выбор интересного и доступного детям сюжета;
- определение длительности, количества и вариативности педагогических игр по уровню развития детей;
- создание в НОД ситуации успеха, когда каждый ребенок может продемонстрировать свои знания и получить поощрения;
- обязательное включение в НОД момента снятия умственного и физического напряжения (физкультминутка, сюрприз, музыка);
- предварительное продумывание и подготовка дидактического материала, игровой атрибутики, костюмов.
В подготовительный период обучения в каждой коррекционной образовательной деятельности ставятся задачи коррекции нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Обучение элементарным навыкам письма и чтения входит в состав ОД как структурная часть.
ОД - развлечения, как итог усвоения материала, проводятся 1 раз в месяц, а логопедические праздники с участием музыкального руково-дителя, воспитателя — в конце основного и заключительного этапов, на них дети показывают свои знания. Для их организации пишется сценарий, ведется предварительная работа по подготовке детей-персонажей.
Развивая у детей школьно-значимые функции в ОД рекомендуется ис-пользовать следующие игровые технологии:
- с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);
- имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);
- ОД - развлечения (досуги, представления);
- педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым
материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);
- логопедический праздник.
Для организации и проведения всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, емкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.
Структура ОД продумывается с учетом психологических особенностей детей. На каждую коррекционную образовательную деятельность составляется конспект, в котором определяются тема, цель, задачи, обо-рудование, словарная работа, ход. Отмечается, на основе какого игрового сюжета ОД будет построена, продумываются сюжетные связки между ее частями, так как ОД с использованием игровой технологии должна быть единым целым, а не разрозненной группой игр.
Главным персонажем в ОД выступает царица Грамота. В ее стране есть улица Гласных и Согласных звуков, площадь Мягких звуков, дворец Правил, комната загадок и сказок, волшебная тропинка, проводятся «Аукцион слогов», «Праздник слогов-шариков», «Эстафета звуков», «День рождения звука». В ней есть свой магазин, телеграф, вокзал, от которого по стране царицы Грамоты ездят звуковой автобус и веселый паровозик. Данный игровой сюжет увлекает детей, превращая их на этот период в жителей этой волшебной страны. Они воспринимают ОД, как игру и радость, с нетерпением ожидая продолжения.
Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм образовательная деятельность по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения с использованием игровых технологий интересна и доступна детям.
Работа ведется в три этапа:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по обучению грамоте с использованием всех видов дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные, сюжетных, ролевых, игр-драматизаций. Одна и та же игра может усложняться в разных подгруппах на всех этапах работы. Усложнение игры, длительность ее проведения определяются логопедом.
Система педагогических игр
Цель игры Виды игр Используемые игры Действия детей в соответ-ствии с содержанием игры
Подготовительный этап
Вычленение звуков
и их узнавание Со звуками. Словесные ди-дактические. Подвижные. Настольно-печатные «Звуки улицы», «Наши музыканты», «Звуки детского сада», «Узнай по звукам», «Найду тебя по имени», «Жмурки», «Найди картинку» Различают неречевые звуки, сравнивают их. Выполняют движения на голос, звон ко-локольчика
Воспитание
чувства ритма,
развитие речевого
слуха Словесные ди-дактические «Хор лягушек», «Где звенит?», «Угадай, чей голос?», «Кто к нам пришел?», «Кто заблудился?», «Ор-кестр», «Кто хлопал?» Различают голоса по звуко-комплексам
Знакомство
с протяженностью
слов Дидактические с предметами. Настольно-печатные. Сло-весные «Соберем в мешок длинные слова», «Чей паровозик?», «Соедини дорож-ки», «Какое слово длинное?» Определяют короткие и длинные слова
Овладение спосо-бами
интонационного выделения звука
в слове Подвижные. Словесно-ролевые. Сло-весные дидакти-ческие «Назови слова», «Отгадай слово», «Детский мир», «Магазин», «В гос-тях у Петрушки» Выделяют первый звук в сло-ве, придумывают слова на заданный звук
Дифференциация звуков Словесные ди-дактические «Повтори правильно»,
«В доме гласных звуков», «Расскажи все про кукол», «Мишуткины задания» Различают гласные звуки первого ряда, согласные звуки [п, т, к]
Звуковой анализ обратного и прямого слога Сюжетно-ролевые. Настольно-
печатные «День рождения»,
«В гостях у звуков», «Спрячем слог», «Волшебная палочка подскажет» Составляют звуковые схемы слогов, учатся читать обрат-ные слоги, усваивают слияние прямого слога
Основной этап
Интонационное выделение звуков
в словах Словесные
дидактические «Загадки-складки»,
«Кто в избушку проник?», «Конец слова за тобой»,
«Найди звук» Выделение звуков в разных позициях
Определение места звука в слове Настольно-печатные.
Словесные.
Сюжетные «Звук потерялся», «Волшебный теле-визор», «Цепочка слов», «Продукто-вый магазин», «Звук-путешественник» Работают с полосками (показ места звуков, называние слов (согласные с гласными первого ряда)
Произношение слоговых рядов со сменой ударения и разными гласными Словесные с предметами «Музыканты», «Дятел», «На концер-те» Фонематически различают слоговые ряды
Дифференциация звуков по звонко-сти-глухости, твердости-мягкости Драматизация. Словесные «Здравствуйте, я Петрушка!», «Старший и младший братцы»,
«Загадки друзей»,
«Чей колокольчик?»,
«Чей домик?» Различают звуки по качест-венным характеристикам
Деление слов на слоги Настольно-печатные. Сю-жетные. По-движные с мя-чом
и скакалкой «Посадим деревья», «Кто в каком доме живет'.'», «Звуковые часы», «Магазин игрушек», «Веселый счет», «Волшебная скакалка» Делят слова на слоги с опорой на движения и голос
Овладение звуко-вым анализом слов Настольно-печатные «Про двух зайчат». «Волшебники»,
«Спрячем слово» Проводят звуковой анализ слов, выкладывают звуковую схему
Анализ предложе-ния Словесные
дидактические.
Подвижные. Настольно-печатные «Дружные слова», «Составь предло-жение», «Кто лучше?», «Построй слова», «Какое слово потерялось?», «Запишем предложение» Составляют предложения, выделяют порядок слов, на-зывают последовательность слов, ищут недостающие; составляют схему предложе-ния
Заключительный этап
Дифференциация
звуков по
звонкости-глухости,
твердости-мягкост Подвижные. Настольно-печатные. Сю-жетные. Словес-ные «Передай слог», «Подбери кар-тинку», «Чье слово?», «Кто внимательный?»,
«Чьи веши?» Закрепляют знания качест-венных характеристик звуков
Определение места
звука в слове Настольно-печатные. Сло-весные «Птичка-невеличка», «Прятки», «Поможем звуку», «Лото» Показывают место звука в слове (на полоске)
Называние звуков в слове в последова-тельности Дидактические.
Настольно-печатные.