Получи документы

Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР «Учимся, играя»

Екатерина Игорьевна Черепенькина
Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Методика формирования школьно-значимых функций

речи у детей с ОНР «Учимся, играя».

Автор: воспитатель: Черепенькина Е. И.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в коррекционном обучении, способном развить у них школьно-значимые функции, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной программы. Это успешно могут обеспечить игровые технологии.

Публикация «Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР „Учимся, играя“» размещена в разделах

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно об-ширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

В коррекционной образовательной деятельности используются дидак-тические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые в коррекционной образовательной деятельности, выполняют следующие функции :

- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый в НОД, достичь поставленных дидактических задач);

- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);

- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);

- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).

В игровую технологию, которая используется в коррекционной образовательной деятельности, входят различные виды игр:

-дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные,

-игры с движениями,

-сюжетные,

-ролевые,

-игры-драматизации.

В сюжетную линию ОД игры включаются ненавязчиво, последова-тельность их включения определяется логопедом.

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом, — одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико- синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Условия для наиболее эффективного использования игровых технологий:

- выбор интересного и доступного детям сюжета;

- определение длительности, количества и вариативности педагогических игр по уровню развития детей;

- создание в НОД ситуации успеха, когда каждый ребенок может продемонстрировать свои знания и получить поощрения;

- обязательное включение в НОД момента снятия умственного и физического напряжения (физкультминутка, сюрприз, музыка);

- предварительное продумывание и подготовка дидактического материала, игровой атрибутики, костюмов.

В подготовительный период обучения в каждой коррекционной образовательной деятельности ставятся задачи коррекции нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Обучение элементарным навыкам письма и чтения входит в состав ОД как структурная часть.

ОД - развлечения, как итог усвоения материала, проводятся 1 раз в месяц, а логопедические праздники с участием музыкального руково-дителя, воспитателя — в конце основного и заключительного этапов, на них дети показывают свои знания. Для их организации пишется сценарий, ведется предварительная работа по подготовке детей-персонажей.

Развивая у детей школьно-значимые функции в ОД рекомендуется ис-пользовать следующие игровые технологии:

- с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);

- имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);

- ОД - развлечения (досуги, представления);

- педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым

материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);

- логопедический праздник.

Для организации и проведения всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

- выразительность проведения игр;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- простота, доступность, емкость и наглядность;

- индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.

Структура ОД продумывается с учетом психологических особенностей детей. На каждую коррекционную образовательную деятельность составляется конспект, в котором определяются тема, цель, задачи, обо-рудование, словарная работа, ход. Отмечается, на основе какого игрового сюжета ОД будет построена, продумываются сюжетные связки между ее частями, так как ОД с использованием игровой технологии должна быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

Главным персонажем в ОД выступает царица Грамота. В ее стране есть улица Гласных и Согласных звуков, площадь Мягких звуков, дворец Правил, комната загадок и сказок, волшебная тропинка, проводятся «Аукцион слогов», «Праздник слогов-шариков», «Эстафета звуков», «День рождения звука». В ней есть свой магазин, телеграф, вокзал, от которого по стране царицы Грамоты ездят звуковой автобус и веселый паровозик. Данный игровой сюжет увлекает детей, превращая их на этот период в жителей этой волшебной страны. Они воспринимают ОД, как игру и радость, с нетерпением ожидая продолжения.

Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм образовательная деятельность по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения с использованием игровых технологий интересна и доступна детям.

Работа ведется в три этапа:

- подготовительный,

- основной,

- заключительный.

В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по обучению грамоте с использованием всех видов дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные, сюжетных, ролевых, игр-драматизаций. Одна и та же игра может усложняться в разных подгруппах на всех этапах работы. Усложнение игры, длительность ее проведения определяются логопедом.

Система педагогических игр

Цель игры Виды игр Используемые игры Действия детей в соответ-ствии с содержанием игры

Подготовительный этап

Вычленение звуков

и их узнавание Со звуками. Словесные ди-дактические. Подвижные. Настольно-печатные «Звуки улицы», «Наши музыканты», «Звуки детского сада», «Узнай по звукам», «Найду тебя по имени», «Жмурки», «Найди картинку» Различают неречевые звуки, сравнивают их. Выполняют движения на голос, звон ко-локольчика

Воспитание

чувства ритма,

развитие речевого

слуха Словесные ди-дактические «Хор лягушек», «Где звенит?», «Угадай, чей голос?», «Кто к нам пришел?», «Кто заблудился?», «Ор-кестр», «Кто хлопал?» Различают голоса по звуко-комплексам

Знакомство

с протяженностью

слов Дидактические с предметами. Настольно-печатные. Сло-весные «Соберем в мешок длинные слова», «Чей паровозик?», «Соедини дорож-ки», «Какое слово длинное?» Определяют короткие и длинные слова

Овладение спосо-бами

интонационного выделения звука

в слове Подвижные. Словесно-ролевые. Сло-весные дидакти-ческие «Назови слова», «Отгадай слово», «Детский мир», «Магазин», «В гос-тях у Петрушки» Выделяют первый звук в сло-ве, придумывают слова на заданный звук

Дифференциация звуков Словесные ди-дактические «Повтори правильно»,

«В доме гласных звуков», «Расскажи все про кукол», «Мишуткины задания» Различают гласные звуки первого ряда, согласные звуки [п, т, к]

Звуковой анализ обратного и прямого слога Сюжетно-ролевые. Настольно-

печатные «День рождения»,

«В гостях у звуков», «Спрячем слог», «Волшебная палочка подскажет» Составляют звуковые схемы слогов, учатся читать обрат-ные слоги, усваивают слияние прямого слога

Основной этап

Интонационное выделение звуков

в словах Словесные

дидактические «Загадки-складки»,

«Кто в избушку проник?», «Конец слова за тобой»,

«Найди звук» Выделение звуков в разных позициях

Определение места звука в слове Настольно-печатные.

Словесные.

Сюжетные «Звук потерялся», «Волшебный теле-визор», «Цепочка слов», «Продукто-вый магазин», «Звук-путешественник» Работают с полосками (показ места звуков, называние слов (согласные с гласными первого ряда)

Произношение слоговых рядов со сменой ударения и разными гласными Словесные с предметами «Музыканты», «Дятел», «На концер-те» Фонематически различают слоговые ряды

Дифференциация звуков по звонко-сти-глухости, твердости-мягкости Драматизация. Словесные «Здравствуйте, я Петрушка!», «Старший и младший братцы»,

«Загадки друзей»,

«Чей колокольчик?»,

«Чей домик?» Различают звуки по качест-венным характеристикам

Деление слов на слоги Настольно-печатные. Сю-жетные. По-движные с мя-чом

и скакалкой «Посадим деревья», «Кто в каком доме живет'.'», «Звуковые часы», «Магазин игрушек», «Веселый счет», «Волшебная скакалка» Делят слова на слоги с опорой на движения и голос

Овладение звуко-вым анализом слов Настольно-печатные «Про двух зайчат». «Волшебники»,

«Спрячем слово» Проводят звуковой анализ слов, выкладывают звуковую схему

Анализ предложе-ния Словесные

дидактические.

Подвижные. Настольно-печатные «Дружные слова», «Составь предло-жение», «Кто лучше?», «Построй слова», «Какое слово потерялось?», «Запишем предложение» Составляют предложения, выделяют порядок слов, на-зывают последовательность слов, ищут недостающие; составляют схему предложе-ния

Заключительный этап

Дифференциация

звуков по

звонкости-глухости,

твердости-мягкост Подвижные. Настольно-печатные. Сю-жетные. Словес-ные «Передай слог», «Подбери кар-тинку», «Чье слово?», «Кто внимательный?»,

«Чьи веши?» Закрепляют знания качест-венных характеристик звуков

Определение места

звука в слове Настольно-печатные. Сло-весные «Птичка-невеличка», «Прятки», «Поможем звуку», «Лото» Показывают место звука в слове (на полоске)

Называние звуков в слове в последова-тельности Дидактические.

Настольно-печатные.

Публикации по теме:

Сценарий представления проекта по организации предметно-развивающей среды «Играя — учимся, играя — познаём» Презентация долгосрочного, игрового, творческого проекта в подготовительных группах на тему: «Играя - учимся, играя – познаём» Шут №1:.

Консультация для родителей «Учимся играя» Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий.

Проект «Играя, учимся общаться» В содержании педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста одним из направлений является образовательная область «Социализация».

Развивающая программа «Учимся играя» Цель: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями с помощью игровой деятельности. Задачи.

Семинар для педагогов «Учимся играя!» Семинар - практикум для воспитателей «Учимся играя!» Послушай - и ты узнаешь, Посмотри – и ты поймешь, Сделай – и ты научишься. Цель:.

Совместный досуг детей подготовительной группы, родителей и педагогов. Интеллектуальная игра «Учимся, играя» Совместный досуг детей подготовительной группы, родителей и педагогов интеллектуальная игра " Учимся, играя!" Цель. Установление доверительных.

Стенгазета «Учимся играя»Стенгазета «Учимся играя» В изготовлении стенгазеты принимали участие дети с нарушением слуха (младшая группа). Мы узнали про конкурс стенгазеты и решили её изготовить.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Консультативный центр в ДОУ. Занятие по взаимодействию родителей, педагогов и детей «Учимся, играя»Консультативный центр в ДОУ. Занятие по взаимодействию родителей, педагогов и детей «Учимся, играя» Уже не первый год как открыл свои двери в нашем дошкольном образовательном учреждении консультативный центр "Я - компетентный родитель".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР «Учимся, играя»
Опубликовано: 24 октября 2015 в 10:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования школьно-значимых функций речи у детей с ОНР «Учимся, играя»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Игорьевна Черепенькина (УИ 336325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД