Папки-передвижки

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

Составила воспитатель Эльгарова Юлия Хасанбиевна.

1. Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части:

1-я часть - выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Темочки:

Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек, неживой природы (солнце, дождь, предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

• Как ты узнал, что все это живое?

• Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

• Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек).

• Зачем нужны (называются части и органы?

• Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы? Почему?

2-я часть - делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.

Задаются вопросы:

• Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

• Как нужно ухаживать за животными (растениями? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

• Как себя чувствует это растение (животное, человек? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3-я часть - выявляются представления ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной, силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания?

• Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу? Почему?

В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время.

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Метод - индивидуальная беседа.

Вопросы:

• Любишь ли ты животных и растения?

• С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

• Зачем нужны животные и растения?

• Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

• Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Метод - индивидуальная беседа.

Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения.

Задаются вопросы:

• Как поступил мальчик (девочка? Почему?

• Как бы ты поступил на его (ее) месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая

ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).

2. Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др., для чего приготовлены необходимые средства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

• Как себя чувствует живой объект?

• Как ты это узнал?

• Как ему можно помочь?

• Хотел бы ты помочь животному или растению?

• Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 2.3

Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

3. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:

• выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

• ответить, каким станет растение после ухода за ним;

• рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

• объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

I уровень - для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам небрежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, почему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

II уровень - дети проявляют к природе «+» отношение избирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом (к нему относят животных). У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных - движение, питание; у растений - рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата.

III уровень - для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами; по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют; испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

IV уровень - ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность; владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны; видит многообразное значение природы, признает ценность жизни; имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в жизненных ситуациях.

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных действий; качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата; проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает самоценность живого; проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по ФГОС

Диагностика экологического образования детей дошкольного возраста

Конспект «Экологическая тропа» в детском саду в соответствии с ФГОС

Викторина для старших дошкольников по теме : Полезные растения

Экологическое воспитание детей дошкольников

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 22:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ (УИ 1811709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД