Приложение МААМ

Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена»

Валентина Сорокина
Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: оценка уровня развития невербальной составляющей интеллекта.

Оборудование: стимульный материал теста (см. приложение, специальный бланк для регистрации ответов.

Источник: Цветные прогрессивные матрицы (параллельная форма). — М., «Когито-Центр», 2001. Дж. К. Равен, И. Стайл, М. Равен.

Ограничения: Методика не может быть использована в стандартном виде для детей с тяжелыми нарушениями зрения и при коммуникативных трудностях.

Публикация «Методика „Цветные прогрессивные матрицы Равена“» размещена в разделах

Ход семинара-практикума:

Цветная матрица – это популярный инструмент, который позволяет определить психологические характеристики человека на основе его предпочтения оттенков цветов. Методика была разработана известным психологом Максвеллом Равеном в 1940-х годах. Цветная матрица применяется как в области психотерапии, так и в бизнесе, помогая людям понять себя и улучшить свои взаимоотношения.

Джон Карлайл Равен (28 июня 1902 года - 10 августа 1970 года) - английский психолог, известный своим вкладом в психометрию. Почетный профессор Эдинбургского университета (Шотландия). Работал как независимый консультант, его услугами пользовались организации и учреждения в более чем 30 странах мира. Издатель и соавтор психологического теста «Прогрессивные матрицы Равена», а также автор книги «Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы».

В этой книге рассматривается ограниченность доминирующей в настоящее время в образовании и психологии измерительной парадигмы, а также то крайне негативное влияние, которое она оказывает на образование. Представлены новая теоретическая модель компетентности, мотивации и поведения, а также новый подход к их оценке. Книга содержит данные, свидетельствующие об эффективности и валидности предложенных процедур оценки, выдвинутые идеи используются для анализа сложившейся практики организации научных исследований; обсуждаются предложения по применению этих идей в сфере образования.

Книга «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация»

Книга посвящена тем типам мотивации, в которых нуждается современное общество. В ней рассматриваются способности, установки, роли и диспозиции, которые требуются руководителям, служащим, политикам, социальным работникам и обычным гражданам. Говорится также о политических системах и процедурах подотчетности, необходимых для управления миром, в котором мы живем. Здесь рассказывается о том, как люди представляют себе функционирование общества и собственную роль в обществе. Эта книга о “британском недуге”, т. е. о неадекватных убеждениях, ожиданиях, ценностях и установках, и том, как можно попытаться их изменить.

Как ученик Спирмена, он пришел к выводу, что необходим теоретически обоснованный тест, за которым будет легко следить и собирать результаты. Соответственно, Карлайл приступил к разработке двух тестов - «прогрессивные матрицы Равена» и «словарный тест Mill Hill» (Mill Hill Vocabulary Test). Создание прогрессивных матриц он описал в своей диссертации. По большей части это были требования к пока еще несуществующему тесту. Вместе со своей женой и при поддержке гранта Darwin Trust Джон приступил к разработке теста, удовлетворяющего его требованиям.

Наверняка многие слышали про коэффициент интеллекта, он же IQ. Самый простой способ узнать его – пройти тест Равена, также известный как «Шкала прогрессивных матриц». Он предназначен для определения коэффициента интеллекта взрослых людей возрастом от 14 до 65 лет вне зависимости от национальности, религии и других различий. Данный тест вам необходимо будет пройти за 20 минут. Все вопросы, на которые вы не отвечали считаются неправильно отвеченными. Вам будет представлена картинка с вырезанной областью и несколько частей подходящих по размеру в эту область. Ваша задача состоит в том, чтобы определить одну единственно правильную вырезанную картинку.

Цветная матрица состоит из 24 различных цветов, каждый из которых имеет свою уникальную характеристику. Каждый цвет ассоциируется с определенным типом личности или поведением.

Для определения психологических характеристик человека с помощью цветной матрицы, необходимо провести тестирование. Человеку предлагается выбрать из предложенных вариантов он или она больше связывает себя с определенными цветами. По результатам тестирования можно составить цветной профиль личности и проанализировать его особенности.

Цветная матрица нашла широкое применение в психотерапии. Психологи используют ее для анализа индивидуальных особенностей личности, определения потребностей и проблем пациента. Она позволяет психологу установить эмоциональную сферу человека, его скрытые потребности и ресурсы.

Каждое цветное поле в матрице соответствует определенным характеристикам личности. Цветовая гамма олицетворяет разные аспекты нашей жизни, и каждый из нас может быть представлен в матрице определенными цветами. Например, цвет «красный» может символизировать энергию, страсть, активность, а цвет «синий» – ум, аналитические способности и спокойствие.

Важно отметить, что цветные матрицы не ставят перед собой целью классифицировать и ограничивать нас. Они лишь помогают нам разобраться в себе и окружающих людях получше. Используя эту методику, мы можем легче понять нашу индивидуальность, а также понять и уважать различия в окружающих нас людях.

«Равен психолог цветные матрицы» представляет из себя набор картинок с различными цветами и формами. Задача тестируемого состоит в том, чтобы найти закономерности и сопоставить картинки между собой. Тест помогает определить уровень восприятия и аналитических способностей человека.

Тест состоит из нескольких серий картинок, которые нужно правильно упорядочить. Чтобы успешно пройти тест, необходимо заметить связи между цветами, формами и положением объектов на картинке. Уровень сложности будет увеличиваться с каждой последующей серией.

«Равен психолог цветные матрицы» тестирует наши способности к абстрактному мышлению, сравнению и анализу. Он способен отразить наши возможности в области решения логических задач и принятия решений.

Польза от прохождения теста

• Самопознание — «Равен психолог цветные матрицы» помогает лучше понять свои способности и предпочтения. Это позволяет определить, в какой сфере можно достичь наибольших успехов.

• Развитие — тест способствует развитию когнитивных способностей, таких как наблюдательность, сосредоточенность и логическое мышление.

• Профориентация — на основе результатов теста можно определить, какие профессии могут быть наиболее подходящими для тестируемого. Это может помочь в выборе карьерного пути.

Варианты теста

Цветные прогрессивные матрицы : 4,5 – 9 лет; испытуемые с аномальным развитием; реабилитационные исследования лиц старше 65 лет;

Стандартные прогрессивные матрицы : дети от 8 до 14 лет; взрослые от 20 до 65 лет

Продвинутые прогрессивные матрицы : испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего.

Таким образом, в совокупности, шкала Прогрессивных матриц Равена охватывает широкий возрастной диапазон интеллектуального развития. Когда необходима более детальная дифференциация на нижнем или верхнем конце шкалы Стандартных матриц, следует использовать Цветные или Продвинутые матрицы.

ТРИ ФОРМЫ МАТРИЦ

Первой формой теста Прогрессивных Матриц были так называемые Стандартные серии. Они разрабатывались с целью охватить весь диапазон развития данной способности - от маленьких детей и испытуемых с интеллектуальной недостаточностью до самых успешных взрослых и престарелых. Эти серии впоследствии были расширены, чтобы обеспечить возможность более тщательного анализа способностей, относящихся к нижнему или верхнему концам диапазона. Для этой цели были созданы Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) и Продвинутые Прогрессивные Матрицы (ППМ). Первые охватывают оценки нижнего квартиля полного диапазона способности, а вторые - верхнего. Все вместе эти тесты позволяют решить большую часть возникающих проблем.

Шкала Стандартных Прогрессивных Матриц разделена на пять серий по двенадцать задач в каждой. Каждая серия начинается с задачи, которая является более-менее самоочевидной, и строится так, что каждая последующая задача учитывает сделанное раньше, но с постоянно увеличивающейся сложностью.

Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ,

Процедура проведения: Ребенку предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Результаты, ответы испытуемого протоколируются в специальном бланке (см. приложение).

Серия А: Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

• дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними.

• идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АВ: Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В: При работе с матрицами этой серии испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов, где дополнительная.

Серия АЬ помещена между Сериями А и В, разработана для более точной оценки интеллектуальных процессов у маленьких детей, умственно отсталых людей и лиц пожилого возраста. Цветной фон матриц привлекает внимание, вызывает спонтанный интерес к тесту и устраняет необходимость давать слишком подробные вербальные инструкции.

Чтобы облегчить испытуемому переход от Цветных к Стандартным Матрицам, последние несколько заданий Серии В напечатаны в Цветном варианте точно также как и в Стандартном, т. е. черно-белыми.

Таким образом испытуемый, успешно решивший эти задания, может не прерываясь перейти к выполнению заданий Серий С, D, и Е Стандартных Прогрессивных Матриц, чтобы его интеллектуальные способности можно было оценить с большей точностью. Когда возможно, результаты Серии АЬ могут быть просто опущены, а итоговый результат считается по Стандартным пяти сериям для определения процентильного уровня в соответствии с нормами для Стандартных Матриц.

Обычно он согласуется с процентильным уровнем по Сериям А, АЬ и В, но по мере созревания интеллектуальной способности формировать сравнения и рассуждать по аналогии оценки СПМ становятся более надежными и психологически валидными.

В период до окончательного созревания способности формировать сравнения и рассуждать по аналогии или в случаях её нарушения Цветных Прогрессивных Матриц позволяют измерить степень развития или нарушения умения испытуемого наблюдать и ясно мыслить. После того, как эта способность созреет, Стандартных Прогрессивных Матриц измеряют интеллектуальные способности испытуемого относительно других людей того же возраста.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Математические матрицы»Дидактическое пособие «Математические матрицы» Дидактическое пособие «Математические матрицы» Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций: - анализа (мысленного.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Консультация «Методика оценки дошкольником своего поведения»Консультация «Методика оценки дошкольником своего поведения» Предлагаемая методика развивает эмоциональный интеллект ребенка и критичность мышления, учит контролировать и соотносить свое поведение.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена»
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 19:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД