ирина логвина
Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение деятельности педагога по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников старшего возраста
Чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в работе с дошкольниками необходимо грамотное методическое сопровождение. Методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Публикация «Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
С точки зрения содержания, методическое сопровождение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы образования детей.
Методическое сопровождение деятельности педагогов рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство - это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социокультурной сфере. Главное в этой функции - информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения.
Методическое сопровождение деятельности педагогов заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической,научно-экспериментальной, воспитательной,организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.
Методическое сопровождение деятельности педагога по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по своей сущности и назначению предполагает создание условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков в данном вопросе. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения.
Методическому сопровождению педагогической деятельности можно дать характеристику как организованной деятельности по информационному обеспечению педагогов учреждения и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание предоставляет своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция реализовывается в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности дошкольного учреждения. В основу педагогической функции методического сопровождения входит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.
Методическое сопровождение педагогической деятельности реализуется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.
Сущностное назначение методического сопровождения - в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях способов организации познавательно-исследовательской деятельности.
Методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности в нашем исследовании представлено «Методикой исследовательского обучения дошкольников», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.
Исследование в его понимании - поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение).
Главная особенность исследовательского обучения – это сделать активной учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
• выработку гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
Предлагаемая методика позволяет ребенку включиться в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но она и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется одно или два фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.
«Тренировочные занятия» Подготовка к занятиям:
Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования» : на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.
Кроме того, нужно приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.
Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.
Проведение занятия:
Для того чтобы показать детям как нужно вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно выбрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.
Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.
1. Выбор темы.
Шаг первый - выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, нужно предложить им заготовленные карточки с различными изображениями -темами будущих исследований.
После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме - выбирают ту или иную карточку.
2. Составление плана исследования.
Даем объяснение исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать в самом начале?» «Как вы думаете, с чего начинает свое исследование ученый?»
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов :
•«подумать самостоятельно». •«спросить у другого человека» •«наблюдение и эксперимент». •«узнать из книги» •«посмотреть в компьютере» •«обратиться к специалисту». 3. Сбор материала.
Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отобразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
4. Обобщение полученных данных.
На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.
5. Доклад.
При проведении учебных исследований, важно сообщить об усвоенном, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей - завершения доклада, нужно обязательно организовать его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, переходим к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование подготовка.
Вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований, специальная «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.
Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке изображение «метода исследования» в схемах. В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки с собранной информацией.
На этом этапе в активный исследовательский поиск подключаются все участники занятия. В ходе занятия детям должна быть предоставлена полная свобода перемещения по группе.
После выбора темы, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать необязательно, т. к. он изложен и уже зафиксирован на кармашках папки.
Обеспечившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, советника исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. На докладчика надеваем мантию и
специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик.
Правила для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова:
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям независимо действовать, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте у детей инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с выдвинутыми суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний. - Подходите ко всему творчески.
Соблюдение этих рекомендаций дает хороший результат.
Таким образом, грамотное методическое сопровождение, будет способствовать эффективной работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.