ирина клевцова
Методическое сопровождение исторического просвещения дошкольников средствами образовательной программы ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическое сопровождение исторического просвещения дошкольников средствами ОП ДО»
Слайд №1
В современных условиях в России активно идет осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны.
Развитие системы исторического образования – долгосрочная перспектива, которая
нашла своё отражение в Национальной доктрине российской системы образования
до 2025 г. В соответствии с Национальной доктриной российская система
образования призвана обеспечить : историческую преемственность поколений;
Публикация «Методическое сопровождение исторического просвещения дошкольников средствами образовательной программы ДОО» размещена в разделах
сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Слайд №2
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул, что министерство просвещения России делает все для сохранения исторической памяти, в том числе введение в образовательные организации занятия исторического просвещения. В связи с чем встает вопрос о более раннем историческом просвещении, с детского сада.
Слайд №3
Формирование исторических представлений в дошкольном детстве находит своё отражение в ФГОС ДО, где, в частности, отмечается, что «дошкольное образование обеспечивает развитие личности в области познавательного развития и предполагает следующее: формирование первичных пред ставлений о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» (раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» пункт 2.6)
Слайд №4
Педагоги-новаторы из города Челябинска Никольская Ольга Дмитриевна, кандидат педагогических наук и заведующий, МАДОУ «Детский сад №422» Черкасова Екатерина Дмитриевна, преподаватель, ЧОУ ДО «Английский клуб» разработали систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве и определили педагогические условия её эффективной реализации
Первый компонент системы представлен тремя составляющими процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве.
1. Информационное насыщение. Сложность решения задачи формирования исторических представлений связана с возрастом детей. Для детей дошкольного возраста зачастую то, что отсутствует в его личном опыте, носит абстрактный характер, трудно поддается осознанию и принятию. Поэтому, по мнению многих исследователей дошкольного детства, начинать необходимо с близкого и понятного ребенку. Отсюда логично предполагать, что знакомство ребенка с историей страны следует начинать со знакомства с малой Родиной, т. е. с историей своей семьи, родного города, края.
Слайд №5
Людмила Федосеевна Островская (педагог, автор книг о духовно-нравственном воспитании) считает, что образовательная программа должна включать природу и животный мир (дошкольного учреждения, родного региона, труд людей, их традиции, общественные события и т. п.
Во время знакомства с родным краем и его достопримечательностями ребенок осознает, что каждый человек имеет свой родной дом и город. Для реализации этого необходимо проводить экскурсионную работу по населенному пункту, выходить на природу, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых. Важное значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами родного региона, его мастерами.
Эта работа продолжается при получении информации о других населенных пунктах, столице Родины, ее государственных символах (герб, гимн, флаг). Нужно отметить, что такая работа в историческом воспитании может варьироваться и зависит от определенных условий.
Слайд №6
2. Эмоциональное воздействие.
В процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать положительный эмоциональный отклик в душе ребенка с целью отражения в его сознании в виде ярких образов исторического объекта, события или явления в более поздний период исторического обучения. Эмоциональное воздействие происходит при соблюдении следующих условий:
Слайд №7
1) непосредственное участие в краеведческой деятельности взрослых и ребенка;
2) использование народного опыта в непосредственной жизни детей (сбор лекарственных трав, работа на садово-огородном участке);
3) организация встреч с представителями старшего поколения с целью проведения бесед о семейных историях в истории родного края и страны;
4) создание мини-музеев из семейных реликвий, организация и проведение экскурсий с рассказом о них;
5) проведение интерактивных экскурсий в краеведческий музей для непосредственного знакомства с предметным миром из истории народов, населяющих родной край.
Слайд №8
3. Формирование поведенческих норм и правил.
Слайд №9
Знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении. Лидия Ильинична Божович [педагог-психолог] отмечала, что в дошкольном периоде дети усваивают моральные правила и нормы. Благодаря тому, что соблюдение определённых норм приносит ребенку положительные эмоции, они начинают восприниматься им как нечто само собой положительное. В связи с этим в дошкольном детстве необходимо обратить внимание на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности: воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к национальным традициям и праздникам; прививать уважение и интерес к различным культурам, акцентируя внимание на сходстве ценностей народов, населяющих нашу большую страну.
Перед педагогами стоит задача подобрать и реализовать необходимую деятельность. Она должна быть содержательной и согласованной с целью воспитательной работы, форма проведения должна быть понятной для каждого ребенка и соответствовать программе.
Слайд №10
Далее обратимся к характеристике второго компонента системы формирования исторических представлений в дошкольном образовании – педагогическим условиям её реализации.
Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить ряд педагогических условий, выполнение которых может обеспечить формирование у детей дошкольного возраста исторических представлений :
Слайд №11
- Проведение в совместной деятельности бесед о семье, родном городе, родном крае и России. Татьяна Андреевна Шорыгина [автор более 80 книг] считает, что беседы по истории родного города с детьми дошкольного возраста должны включать в себя знания о государственных символах своей страны, о важных исторических событиях, рассказы о людях, которые прославили Россию, знакомство с определениями «родной край», «Родина», «культура» народов, населяющих родной край и др. Информационная составляющая таких бесед должна соответствовать возрастным особенностям, проводиться в приемлемой и понятной форме. Беседы могут сопровождаться стихотворениями, сказкой, педагог также задает дополнительно вопросы, дает задания для детей.
- Чтение народных сказок, которые воспитывают ребенка в традициях народа сообщают ему основанное на нравственных народных воззрениях видение жизни. В исследованиях Тамары Семёновны Комаровой, Натальи Георгиевны Пантелеевой отмечено, что одним из важных условий формирования исторических представлений детей дошкольного возраста является чтение и обсуждение художественной литературы, создающей смысловой фон и стимул для развёртывания совместной деятельности детей со взрослым и способствующей освоению человеческих норм и ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему.
– Включение детей в игровую деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об истории родного края. Василий Александрович Сухомлинский [педагог, писатель] считал необходимым, чтобы образовательное учреждение и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли. Так, с помощью игр - путешествий В. А. Сухомлинский помогал воспитанникам понять красоту родной природы, отмечал всё хорошее, что есть в жизни и труде народа, его традициях.
- Использование в совместной деятельности дидактических игр, которые являются основной формой обучения дошкольников. Такие игры могут быть направлены на закрепле ние представлений об объектах исторического прошлого родного края и страны.
Светлана Акимовна Козлова [педагог-психолог] отмечает, что использование в совместной и самостоятельной деятельности дидак тических игр может вызвать интерес у детей к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества.
- Проведение экскурсий в краеведческом музее и по родному городу. Можно согласиться с утверждением Натальи Владимировны Кондрашовой [кандидатом педагогических наук], что для воспитания у ребенка любви к родному городу необходимо проведение экскурсий, в которых он может познакомиться с предметным миров народов (миром вещей во времени, проживающих в родном крае, памятными местами родного города. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или презентации.
– Изучение истории своей семьи. Важное значение в формировании исторических знаний у ребенка имеет его взаимосвязь с родителями. При изучении своей родословной у дошкольника возникают яркие эмоции, которые заставляют разделять переживания и относиться с вниманием к памяти былых времен, к корням своего рода. Совместная работа с родителями по этому вопросу оказывает воздействие на трепетное отношение к традициям, сохранение вертикальной модели семьи. (проект «Генеалогическое древо»)
Слайд №12
Третий компонент системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве представлен двумя основными педагогическими условиями реализации данной системы. Несмотря на то, что все перечисленные выше педагогические условия находят своё отражение в образовательном процессе дошкольного образования, мы выделяем два основных педагогических условия:
календарно-тематическое планирование образовательного процесса и проектную
деятельность, рассматривая их в единстве.
Направления реализации данных педагогических условий будет проходить в рамках инвариантной (образовательная деятельность) и вариативной (совместная деятельность) частях программы. Согласно ФГОС ДО «Обе части (обязательная и формируемой участниками образовательных отношений) являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта».
Слайд №13
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса с включением исторических аспектов по каждой теме (беседы на исторические темы, чтение и разбор народных сказок, игры-путешествия по родному городу, краю и стране) найдет свое отражение в еженедельной продуктивной деятельности воспитанников детского сада: рисовании, лепке, аппликации.
Слайд №14
В свою очередь, проектная деятельность краеведческой направленности найдет свое отражение в совместных мероприятиях детей, педагогов и их родителей вне образовательной деятельности (посещение музеев и создание мини-музеев в группах, проведение познавательных мероприятий по изучению культуры и быта народов, населяющих родной край, выполнение совместных с родителями проектов по национальным костюмам, быту, праздникам местного населения и своей семьи, организация проведения бесед со старшим поколением с целью повествования об истории своей семьи в истории России).
Остановимся теперь на определении значений понятий «календарно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ДОО с введением исторического аспекта» и «проектная деятельность».
Слайд №15
Первое педагогическое условие – календарно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ДОО с введением исторического аспекта. Под календарно-тематическим планированием мы будем понимать форму организации образовательной деятельности вокруг одной темы, объединяющую все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени.
Хотя комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании не нашёл своё отражение в ФГОС ДО, мы будем рассматривать его в качестве одного из основных педагогических условий организации образовательного процесса в условиях ДОО.
Слайд №16
Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает больше возможностей для развития детей дошкольного возраста. Темы недели помогают организовать подачу информации оптимальным способом. Введение одних и тех же тем во всех возрастных группах детского сада обеспечивает не только единство образовательных целей, преемственность на протяжении всего дошкольного возраста, но и обеспечивает поэтапное информационное насыщение образовательного процесса согласно возрастным особенностям каждой ступени дошкольного детства. А самое главное позволит внести аспекты исторического образования в процесс усвоения программного материала детьми дошкольного возраста от трёх до семи лет (см. таблицу на слайде).
В таблице представлено календарно- тематическое планирование по теме «Моя семья, наш город, наш край, наша страна». Усвоение ребенком соответствующих понятий происходит по типу «расширяющихся кругов» : от самого близкого и понятного (семья, близкие люди, дом, детский сад, своя улица) до более широкого (город, край, страна, с обязательным включением исторических аспектов в старшем дошкольном возрасте.
Слайд №17
– Вторым основным педагогическим условием реализации системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве является проектная деятельность.
Если процесс формирования исторических представлений реализовывать через освоение предметного мира и этнокультурной специфики, то в этом случае уместна организация и реализация проектной деятельности.
Современные требования ФГОС всех уровней образования (дошкольного, начального, основного общего, среднего общего и высшего) рассматривают проектную деятельность как одно из условий инновационной деятельности образовательных организаций этих типов. В отличие от других уровней образования в образовательном процессе в условиях ДОО проектная деятельность носит характер взаимодействия педагогов, детей, а также их родителей и других членов семьи. Близкие взрослые могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и расширить свои педагогические взгляды на воспитание, испытать чувство единения и удовлетворения от успехов своего ребенка. (Например, проект «Разговоры о важном». (Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников; О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)
Реализация системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве проблематична без изучения ближайшего окружения ребенка, то есть истории родного края. Современные исследования, посвященные проблемам краеведческого образования детей дошкольного возраста (Николай Евгеньевич Веракса, Анна Юрьевна Кузина, Надежда Георгиевна Комратова, в качестве основополагающего фактора формирования исторических представлений рассматривают региональный компонент (ОД по проекту «Наш дом - Южный Урал»)
Реализация проектной деятельности краеведческого направления будет способствовать развитию у дошкольников интереса к новым знаниям, воспитанию уважения и любви к истории и культуре народов, населяющих родной край, формированию знаний об устройстве национальных жилищ и быта оседлых и кочевых народов, об истории русского, татарского и башкирского национальных костюмов, промыслах и устном народном творчестве (ОД по проекту «Росток»)
Проект «Дни воинской славы и памятные даты России» (21 сентября - День победы в Куликовской битве, 9 октября, День победы в битве за Кавказ, 4 ноября – день народного единства)
Слайд №18
Таким образом, педагогические условия (календарно-тематическое планирование с введением исторического аспекта и проектная деятельность) обуславливают реализацию системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве.
Слайд №19
В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реализация системы исторического образования в дошкольном детстве уже на практике показывает, что у детей дошкольного возраста в процессе погружения в историю начинают формироваться представления об истории своей семьи, родного города, края и России, о культуре и быте народов, населяющих родной край.
Целенаправленная работа всех участников образовательного процесса в условиях ДОО в данном направлении приведет в дальнейшем к повышению уровня исторических знаний на более высоких уровнях образования, что, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать формированию исторического сознания подрастающего поколения.
Рекомендуемая статья для чтения педагогам:
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки № 3, 2021г.