Ольга Рыжайкина
Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Рисуем вместе с малышом".
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, приобщающий малышей к миру прекрасного. С помощью рисования развивается творческое начало личности, формируется эстетический вкус, острее ощущается гармония окружающего мира.
При обучении детей раннего возраста рисованию необходимо помнить, что в возрасте 1-3лет ребенка интересует не результат действия, а само действие - ведь это для него прежде всего ирга.
Публикация «Методические рекомендации „Рисование с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Впервые взяв в руки карандаш, ручку или любой предмет, который оставляет след на бумаге, ребенок начинает его исследовать, проводить множество линий в хаотичном направлении. И здесь важно дать ему насладиться действием - пусть он "чиркает" сколько душе угодно. Но не забудьте, что здесь важно помочь ребенку пустить процесс рисования на стадии "каракуль" в нужное русло. Обыграйте сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволит заинтересовать малыша, дольше удерживать их внимание, создаст необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Начинать лучше с простых, понятных ребенку сюжетов, например: угостим крошками птичку-нарисуем точки. При наличии точек приговариваем: "Раз-раз-раз".Этим мы развиваем ритм в движении и речи.
"Спрячем зайку" - нарисуем штрихи. Для этого напечатайте ли наклейте изображение знакомого ребенку животного небольшого размера и предложите малышу его спрятать, зачеркивая фломастером. Такой прием постепенно поможет ребенку научиться закрашивать предмет. А потом животных можно спрятать в травку, проводя вертикальные линии сверху вниз.
Когда вертикальные линии будут освоены, можно переходить к горизонтальным, что несомненно, труднее для ребенка: дорожки,разноцветные ленточки, а затем сочетание вертикальных и горизонтальных линий: заборчик, платочек в клеточку и т. п.
"Ниточка к шарику" -надуйте шарик, завяжите ниткой, рассмотрите его. Обратите внимание на длину нитки. Рисовать к шарику ниточку можно, используя разные подходы. Так, увлекательно нарисовать ниточку мелом к шарикам-магнитикам на доске или мольберте. А на бумаге ниточку рисуем к шарику (сверх вниз,нарисованному взрослым или рукой ребенка. Когда рисуем, предлагаем ребенку проследить за движением руки и возникающей линией. Это важный момент, так как возникает взаимосвязь "глаз - рука", что помогает ребенку увидеть предмет целиком и сопоставить его плоское изображение с объектным. Для усиления эмоционального отклика малыша скажите ему такие слова: "Раздувайся пузырь,раздувайся большой, да не лопайся".
Кстати, рисуя рукой ребенка шар, мы уже начали подготавливать детскую руку к изображению округлых форм.
Для изображения следующего сюжета поиграйте с ребенком в клубочки. Покажите ему клубок с нитками, размотайте и смотайте нитки вместе с ребенком - это упражнение поможет развитию мышц пальцев, координации движений и активной работе мозга. Теперь скажем, что в гости пришла кошечка (ее можно нарисовать на листе, и хорошо, если ребенок смотрит на то, как вы это делаете, она любит играть с клубочками. Нарисуем много клубочков круговыми движениями, разного цвета, имитируя наматывание ниток.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Они пока не умеют правильно держать карандаш и кисточку, поэтому рекомендуется поправлять положение предметов в их руке : захват осуществляется снизу, карандаш нужно держать тремя пальцами недалеко от грифеля, также тремя пальцами держать кисть, но посередине деревянной ручки, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ней.
Помыть кисточку-это целое искусство. Но и здесь все направлено на развитие ребенка. Полоская, мы приговариваем: "Буль-буль". Прижимаем кисть к стенке банки (для этих целей лучше использовать пластмассовую) - стекает вода, прижимаем к тряпочке - кисть сушится. Полоскание доставляет детям большую радость.
Теперь приступаем к набору краски: слегка опускаем кисть в баночку, но так, чтобы верх ворса остался чистым. Если краски оказалось много, обтираем кончик кисти о край банки.
Что можно рисовать красками? Ручейки, широкие ленточки, мячи, баранки и многое-многое другое.
Предположим, сегодня на улице идет дождь. Понаблюдайте с ребенком за тем, как капает вода. Возьмите магнитную доску и прикрепите к ней лист бумаги синими магнитами, расположив их в ряд в верхней части листа - это тучки. Затем предложите ребенку выбрать краску для дождя такого же цвета, как магниты. Тем самым мы учим малыша сопоставлять цвет, а затем и называть его. Набрав краску на кончик кисти, произнесите слова: "Дождик капает "кап",- прижимаем кисть к бумаге около магнита-тучки, а затем прижимаем ниже - "кап". Во время нанесения пятен следите за выдерживанием ритма: кисть прижимается совместно с произнесением слов "кап-кап", ребенок следит за своими действиями. Устав от ритмичных движений, малыш внизу листа, или где он хочет, начинает сразу или на следующий раз, продолжая начатую композицию, рисовать круговыми движениями пятна. Присоединитесь к этому действию, спрашивая ребенка или утверждая, что он рисует - лужи. Таким образом вы помогаете ребенку расширять сюжет картины. Расширять сюжет можно сколько угодно, если позволяет форма листа: "Дождик-дождик, кап да кап. Ты не капай долго так. Мы по лужицам бежим, громко, весело кричим"; "Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете - это очень хорошо и большим и детям". Ребенок рисует солнце, но пока еще с вашей помощью.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Уважаемые взрослые! Не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности ребенка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его слова (без критики) и своим прекрасным настроением!