Екатерина Балакина
Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ СО
«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие
«Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях»
2023г.
Воспитание и развитие «особого» ребенка представляет значительную трудность для родителей. Поэтому семье, где растут такие дети, необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Для полноценного и гармоничного развития личности ребенку с ОВЗ необходимо развиваться в атмосфере счастья, любви и понимания. Такой ребенок нуждается в поддержке и помощи близких ему людей. Поэтому решающую роль в развитии и обучении ребенка играют родители и другие члены семьи. Проблемы физического, психического и речевого развития ребёнка, проявляющиеся у детей с ОВЗ уже в раннем и младшем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения и в детском саду, и в школе. Поэтому на родителей таких детей ложится ответственность за его обучение, развитие и воспитание, а в целом, за социализацию ребенка.
Общие рекомендации родителям :
•Примите факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;
•примите ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;
•говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им;
•не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его достижениями; •будьте активны в общении с ребенком;
•развивайте общение ребёнка со сверстниками, поддерживайте его дружеские отношения;
•общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, делитесь опытом;
•будьте позитивными, доброжелательными по отношению к своему ребенку и окружающим людям;
•используйте все возможности для адаптации ребенка в обществе (занятия в центрах для детей, творческие студии, спортивные секции и т. д.);
•переключите внимание ребенка с проблемы на возможности и достижения, развивайте интерес к окружающему миру;
•чем раньше вы начнете развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.
Создание развивающей среды в семье для ребенка с ОВЗ
Огромное влияние на развитие ребенка с ОВЗ оказывает правильно организованная предметная развивающая среда в домашних условиях : развивающие и дидактические игры, игрушки для развития социально-бытовых навыков, книги для чтения, материалы для творчества.
Развивающая домашняя предметно-пространственная среда должна быть:
- многофункциональной (обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);
- трансформируемой под изменение среды (на кровати, на диване, на полу, в коляске);
- вариативной ( возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);
- доступной (для родителей и ребенка);
- соответствовать возрастным и реальным возможностям проблемного ребенка;
- безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования);
- быть его личным пространством (отдельная комната или его личный уголок).
Рекомендации по проведению занятий :
•Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Найдите стимул, который поощряет его желание заниматься.
•Проводите занятия каждый день, начиная с нескольких минут, постепенно увеличивая время занятий.
•Лучшее время для занятий – утром после завтрака или после дневного сна. •Используйте наглядный материал (муляжи, картинки, реальные предметы). •Давайте задания ребенку «глаза в глаза».
•Поощряйте достижения ребенка.
•Оценивайте не самого ребенка, а его действия.
•Заведите тетрадь для заметок. Отмечайте упражнения и игры, которые вызывали трудности или интерес ребёнка.
•Дозируйте нагрузку, она должна быть посильной.
•Первоначально задания выполняются ребёнком с подсказкой родителя, постепенно она убирается.
•Занимается с ребенком всегда определенный человек или член семьи.
•Время (15 – 20минут) и место занятий не должно меняться.
Методы обучения и развития детей
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально-коммуникативное развитие.
1. Обучение игре. Главная задача – научить ребенка играть. В сюжетно ролевых играх ребенок познает цвет, форму, величину предметов, овладевает навыками пространственной ориентировки и конструирования. Игра предоставляет возможность развивать речевые навыки в непринужденной атмосфере. Играя, дети развивают творческий потенциал, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками общения и взаимодействия. Игра удовлетворяет потребность ребенка исследовать окружающий мир.
2. Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление).
Развивайте у детей умения : различать предметы на ощупь; выделять признаки в предмете; соотносить предметы по величине, форме; внимательно и последовательно рассматривать предмет; воспринимать изображение в целом; составлять из частей целое; различать основные признаки времен года; ориентироваться в пространственных представлениях: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом; дифференцировать сенсорные эталоны: цвет, размер, формы; сосредотачивать, распределять, переключать внимание: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п. ; выполнять задания с образцами-схемами (конструкторы, геометрические фигуры, мозаики); сравнивать образец и результаты работы, находить и исправлять ошибки.
Для развития памяти и мышления используйте приёмы зрительного, слухового, тактильного, эмоционального запоминания, формируйте умения: сравнивать предметы между собой, находить в них сходства и различия; объединять различные предметы по общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; находить «лишнее» слово или изображение, не связанное общим признаком с остальными; продолжать узор, ряд предметов; расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, используя беседы, чтение сказок, рассказов, поделки, коллажи и пр.
3. Моторное развитие.
У детей зачастую нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с ребенком полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус, соответствует его речевому развитию.
4. Социально-коммуникативное развитие предусматривает :
•формирование адекватной самооценки;
•формирование возрастной формы общения. Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия помогают преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, способность понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать собственное мнение.
5. Эмоционально-волевое развитие включает :
•осознание своих эмоций;
•распознавание и произвольное их проявление;
•вербализацию переживаний;
•развитие эмпатии по отношению к взрослым и детям;
•обмен опытом со сверстниками.
Для решения этих задач:
•Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере.
•Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки.
•Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц).
• Делайте упражнения на релаксацию.
• Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали.
6. Социально-бытовые навыки формируются:
•в привлечении ребенка к посильным ему домашним делам или действиям; •при выращивании комнатных растений;
•в уходе за домашними животными (если нет противопоказаний);
•в коллекционировании предметов, игрушек, рисунков, значков и пр. ;
•в создании детской библиотеки в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно. Взрослому в ходе занятий необходимо показывать ребёнку свою искреннюю заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отмечать успехи, поощрять их, помогать переносить умения и навыки в жизненные ситуации.
Составитель:
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Балакина Е. Н.