Гульфия Сарварова
Проект «Разноцветные узелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предназначено для работы с детьми 4-5 лет.
Направленность: познание окружающего мира, развитие связной речи посредством использования регионального компонента, развитие координации мелкой моторики рук у детей.
Предпосылки: обогащение развивающей среды группы.
Вид: учебно-методическое пособие.
Актуальность проекта
Любая область познания имеет основным источником жизнь и историю народа. Исходя из этого, детская деятельность должна начинаться с популяризации культуры и традиций, существовавших в народе веками и не потерявших воспитательного значения и поныне. А народная сказка является самым действенным средством воспитания и обучения.
Публикация «Проект „Разноцветные узелки“» размещена в разделах
Методическое пособие «Разноцветные узелки», в основе которого лежит башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы», реализует две цели: формирование связной речи и развитие мелкой моторики рук.
Так как в практике работы с детьми мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук у каждого ребенка.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Сказка как сокровищница башкирского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказок. Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
- воспитания любви ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- заложение нравственных основ и начал;
- развитие связной речи.
Описание пособия:
Серия включает в себя набор из 15 сюжетных изображений – моделей. Каждое пособие – модель представляет из себя холст, грунтованный на пластиковой панели, размером 25 х 35 см, на котором с помощью различных изобразительных средств и материалов, нарисован фон. На готовом фоне с помощью аппликации созданы яркие образы предметов и явлений окружающего мира (цветок, пчела, дерево, облако, солнышко, цветочная поляна и т. д). Кроме того, некоторые детали модели, разнообразные линии изображены разноцветными ленточками. Ленточки продеты в отверстия на холсте, на концах каждой ленточки завязан плотный узелок. Узелки и ленточки позволяют не только в игровой форме обследовать изображение на модели, прочувствовать увиденный образ, но и совершать многократные двигательные упражнения рукой, подобные рисованию линий, развивая тем самым координацию мелкой моторики рук у детей, создавая условия для активного освоения ими такого средства выразительности, как двигательный ритм.
Серия картинок «Разноцветные узелки»
Цель: Формирование связной речи детей через развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей описывать картину, упражнять в умении пересказывать выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- формировать у детей координацию мелкой моторики, создавая условия для активного освоения ими такого средства выразительности, как описание;
- обогащать и активировать словарный запас детей;
- формировать черты личности: доброта, отзывчивость, сочувствие.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности;
- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- формировать интерес к познанию к живой природы;
- закреплять умения правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры;
- создать условия для развития творческих способностей ребенка.
Активизация словаря:
Существительные:
солнце, трава, пчела, жало, дупло, медведь, сороконожка, божья коровка, мед, человек, тучка, дождь, ульи, бортничество
Прилагательные:
лучистое, яркое, красивое, большое, маленькое, гладкое, шершавое, пушистое, разноцветное, лучезарное.
Действия:
тянуть, поливать, летать, ужалить, собирать, вытягивать, лазить.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстрации: «Растения», «Насекомые» «Пчелы», «Ульи»;
- беседа на тему: «Пчелка в гости прилетела»;
- чтение художественной литературы: потешка «Солнышко – ведрышко», Стихотворения: Ф. Рахимгулова Дождь идет», К. Даян «Весенние цветы», Л. Никалаенко «Кто рассыпал колокольчики…»; Е. Серова «Одуванчик»; Р. Тимершин «Пчела»; башкирские народные сказки: «Медведь и пчелы», «Цветы и пчелы»; А. Ягфарова «Пчёлка».
- изготовление методического пособия.
Работа с детьми:
- познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).
- коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи)
- игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
- совместное изготовление модулей и панно к сказке «Медведь и пчёлы»;
- консультация «Развитие связной речи детей 4-5 лет»;
- консультация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- консультация «Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики рук у ребенка»;
- консультация «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»;
- родительское собрание на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие связной речи у детей».
Ожидаемый результат:
- развитие связной речи;
- создание условий для учебно-игровой деятельности, обогащение развивающей среды в группе;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи;
- развитие коммуникативных навыков.
1. Этапы проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение методических пособий и литературы
2. Подбор художественной литературы, пословиц, стихов, рассказов, загадок, игр
3. Создание и обсуждение эскиза будущего пособия
4. Подготовка и организация организованной образовательной деятельности с детьми по познавательному и речевому развитию (написание конспектов, подбор материалов).
2 этап – основной
1. Изготовление моделей и панно к башкирской народной сказке «Медведь и пчелы».
2. Проведение организованной образовательной деятельности.
3. Рассматривание картин, иллюстраций.
4. Чтение художественной литературы.
5. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.
6. Беседы.
7. Дидактические игры, подвижные игры.
8. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование.
9. Организация игр с моделями к сказке «Медведь и пчелы».
3 этап – итоговый
1. Рассказывания детьми на серии панно башкирской народной сказки «Медведь и пчелы» с помощью воспитателя.
2. Описательный рассказ по модели.
3. Пересказ детьми выразительных и динамичных отрывков из сказки.
4 этап – презентационный
1. Модель «Сладкий нектар»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение цветка, бабочки и пчелы, описывает (из каких частей состоит цветок, какого цвета, что делает пчела и бабочка, какие они). Потянув за шнурочки, ребенок может подарить цветочку лепестки, стебелек и листочки, а бабочке и пчеле крылья. Также ребенок может убрать их обратно, потянув за шнурочки с обратной стороны.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) потешки;
3) стихотворение «Пчелка»
На цветке сидит пчела
До чего она мала,
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок,
А цветок качается,
Это ей не нравиться!
4) дыхательная гимнастика «Пчелки и ласточки»
Пчелки летают и напевают песенку: «Пчелки летают, медок собирают, зум, зум, зум». Ласточка сидит в гнезде. После окончания песенки говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает» - вылетает и ловит пчел, пойманная пчелка становиться ласточкой.
3) пальчиковая гимнастика «Цветы»
Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)
2. Модель «Пчела собирает нектар»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение, описывает его (цвета, форма, количество, из каких частей состоит, например пчела: голова, туловище, глазки, крылья). Ребенок тянет за шнурочки и у пчелки появляются ножки, усики, крылья; у цветочка появляются лепестки, листочки, а потянув шнурочки с обратной стороны все исчезает.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) потешки
Пчёлы гудят – В поле летят.
С поля идут – Медок несут
3) пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Роняют ладони на стол)
4) стихотворение «Пчела»
Только Солнышко взошло,
Пчёлка уже в поле,
И с цветочка на цветок,
Пыльцу на лапках носит.
Собирает целый день,
Та пчела нектар,
В ульи домики несёт,
Мёд, чтоб сделать там!
3. Модель «Сладкий одуванчик»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение одуванчика, описывает его (цвета, форма, количество). Ребенок тянет за шнурочки и у одуванчика появляются лепестки, а потянув шнурочки с обратной стороны, липестки снова исчезают.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) дыхательная гимнастика «Одуванчик»
Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы пушинки летели как можно дольше и дальше.
3) пальчиковая гимнастика «Цветок»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
4. Модель «Разноцветная поляна»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение поляны, описывает что он видит (дерево, цветы, трава, солнышко, бабочка). Ребенок тянет за шнурочки и у солнца появляются лучики, травка начинает подниматься к солнцу, распускаются листочки на дереве и красивые цветочки, а потянув шнурочки с обратной стороны, все обратно засыпает.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт, (Кисти рук плотно сомкнуты)
Но к полудню ближе (Ладони отходят друг от друга)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (пальцы плавно расходятся по сторонам)
К вечеру цветок опять закрывает венчик, (Пальцы сомкнуты)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик. (кладут руки под щеку, имитируя сон)
3) физкультурная минутка «Пчёлка - пчела».
Пчёлка-пчела, (Машем руками как крыльями)
Маленькая голова (Руки положить на голову)
На цветке сидела (Не убирая рук с головы, покрутить ею)
Головой вертела, (из стороны в сторону)
В траву свалилась, (Уронить руки на колени)
В яму провалилась. (Убрать руки с колен и уронить их в «яму») .
5. Модель «Трудолюбивые пчелки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение пчел, описывает их (какие пчелы, что они делают, почему пчел называют трудолюбивыми). Ребенок тянет за шнурочки, и у пчелок появляются крылья, усики, лапки; цветочки распускаются, а потянув шнурочки, с обратной стороны, снова исчезают.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) загадка: Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
3) упражнение на дыхание «Веселая пчелка»
Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика, руки на поясе.
Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону,
на выдохе показать как жужжит пчела «ж-ж-ж».
4) пальчиковая гимнастика «Цветок»
На пригорке вырос мак,
Он склонил головку так.
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает.
5) физминутка «Трудолюбивая пчёлка»
Пчёлка трудится весь день
Дети руками обрисовывают круг перед собой
И работать ей не лень
Покачивание отрицательным пальцем в знак отрицания
От цветка летит к цветку,
Ритмично взмахивают руками – крылышками
Клеит на брюшко пыльцу
Совершают круговые движения ладонью по животу
Хоботком нектар сосёт,
Одну руку вытягивают вперёд, затем вниз, наклоняются.
За день много соберёт.
«Раскрывают» перед собой все пальцы
Унесёт нектар тот улей
Обрисовывают в воздухе треугольник
И назад вернётся пулей
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.
6. Модель «Полезный мед»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение где изображены ульи и пчелы, описывает его (где живут пчелы, почему мед полезный). Ребенок тянет за шнурочки, и у пчелок появляются лапки, крылья, усики; у бабочки крылья; цветочек распускается.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) потешки;
3) физминутка «Пчелки»
Утром проснулись (встают и протирают глаза).
Улыбнулись, подтянулись (улыбаются, подтягиваются) .
Раз – росой они умылись. (Умываются) .
Два – изящно покружились. (Кружатся) .
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются, приседают) .
На четыре – полетели! (Летают и жужжат).
4) стихотворение:
На солнечной полянке весёлою гурьбой,
Живёт в дупле уютном пчелиный дружный рой.
Порхают по цветочкам, летают на лугах,
Так целый день проходит в заботах и трудах.
5) Загадка:
С цветка на цветок порхает,
Нектар и пыльцу собирает,
В домик урожай весь сносит,
Мёд душистый приносит! (Пчела)
7. Модель «Бортничество»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение, описывает его (пчелы собрали нектар и торопятся к сотам, узнают что такое бортничество). Ребенок тянет за шнурочки и у них на глазах появляются листочки, бабочка порхает над пчелами, а трудолюбивые пчелы торопятся в улей, а потянув за шнурочки с обратной стороны, все исчезает.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) дидактическая игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
3) Загадка: У агая в саду домики на виду,
Носит его дочь сладость день и ночь.
Там, где сладкое лежит,
День - деньской она жужжит. (Пчела)
4) Гимнастика для глаз «Веселая пчелка»
Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников
К журавлю пчела летела,
зажужжала и запела «Ж-ж-ж…»
Вот направо полетела. (каждый вправо посмотрел)
Вот налево полетела. (каждый влево посмотрел)
Пчелка на нос хочет сесть,
не дадим мы ей присесть.
Пчелка наша приземлилась,
зажужжала, закружилась. «Ж-ж-ж.»
Пчелка, вот правая ладошка,
посиди на ней немножко.
Пчелка, вот левая ладошка,
посиди на ней немножко.
8. Модель «Пчеловодство»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение, описывает его). Ребенок тянет за шнурочки и у дерева распускаются листья, их много. У пчел появляются крылья, лапки, усики они собирают нектар. Из тучки начинается дождик. Пчеловод собирает золотистый мед.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) потешки
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу
Лети в лес и на поля.
Здравствуй, пчелка, Жу-жу-жу.
Не обидим мы тебя.
Ищи в цветке,
Ищи в цветочке,
Ищи пыльцу, ищи нектар.
Будет детям угощенье –
Мед, пирог и вкусное печенье.
3) физ. минутка «Трудолюбивые пчелки»
Пчёлки летали, нектар собирали.
(Дети двигаются по комнате, собирают кружки, имитирующие нектар)
Долго трудились, немного устали. (Присели)
Отдохнуть присели, в улей полетели.
(Встали, полетели, сложили пыльцу в улей) .
4) Стихотворение «Пчелка»
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
На поляне я кружу.
Ищу цветок пушистый,
Будет мёд душистый.
Пчёлы трудятся весь день,
Кружатся, стараются.
Мёд, полезный для здоровья,
В соты собирается.
9. Модель «Соты»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи
Ход игры: Ребенок рассматривает изображение, описывает его (в данной моделе пчелы складывают мед в соты, пчелы очень трудолюбивы, вокруг распускаются цветы и летают бабочки). Ребенок тянет за шнурочкии пчелы начинают летать, мед золотистый сверкает; у бабочки появляются красивые крылышки; распускаются цветы.
Вариации:
1) составление описательного рассказа;
2) потешки;
3) пальчиковая гимнастика «Улей»
Вот маленький улей, где пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять. (Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному)
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
4) физ. минутка «Медведь».
По лесу медведь идёт
Этот мишка ищет мёд,
Он голодный, невесёлый,
Где живут лесные пчёлы?
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит?
5) загадки:
1. С утра жужжу, Цветы бужу.
Кружу, гужу, И мёд вожу! (Пчела)
2. В тесной избушке
Ткут холсты старушки (Соты)
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»
Давным – давно, когда еще утка была урядником, а сорока – сотником, жил – был один медведь косолапый. Хвост у него был длинный – предлинный и пушистый, как у лисы.
Полюбился этому медведю мёд. Без мёда жить не может, только и думает, как бы ему медком полакомиться.
Увидит медведь дупло с пчелами, радуется. Влезет он на дерево, разорит гнездо и устроит пир на славу. Пчелы пытаются ужалить грабителя, да не могут: шерсть у медведя длинная, а жало у пчел короткое. Пчелы запутаются в длинной шерсти, а медведю только этого и надо. Слезет он с дерева и начинает валяться по земле, пчел давить. А затем снова залезет на дерево и спокойно ест мёд – никто уже ему не мешает.
Однажды пришел человек в лес и видит: сидит на дереве медведь, сам мёд ест, а пчёл пушистым хвостом отгоняет.
- Ах, ты, косолапый! – сказал человек. – Убиваешь пчёл! Зарублю тебя топором.
Влез человек на дерево, взмахнул топором… Удар пришёлся по хвосту, и длинного пушистого хвоста как не бывало. Спрыгнул медведь с дерева и убежал. С тех пор медведи и ходят без хвоста.
Человек осмотрел дупло, уложил соты на место, пошёл домой.
Пчёлам всё это показалось странным. Они спрашивают пчёлку – матку, почему же этот человек не съел их мёд?
- Летите, догоните человека и спросите его, почему же он не съел наш мёд.
Пчёлы догнали человека, и он ответил им так:
- Если я съем ваш мёд. Что же останется вам самим на зиму? Вы умрёте с голоду, тогда и я останусь без мёда.
Пчёлы вернулись в дупло и передали пчёлке – матке слова человека. Она собрала всех пчёл на совет, и они решили просить человека, чтобы он защитил их от злого медведя.
Пчё лы сказали человеку:
- Избавь нас от злого медведя, возьми к себе, а мы тебе за это спасибо скажем и будем собирать много мёду.
- Хорошо, - ответил человек, - я сделаю ульи. Там вы будете жить и собирать мёд.
С тех пор пчёлы стали жить у человека и кормить его сладким мёдом.
Мёд – это зимняя еда пчёл. Ведь зимой они не спят, а растения в это время не цветут. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем им надо: хватает и им самим, и человеку. В улье, в сотах, находятся личинки – будущие пчёлы. Взрослые пчёлы кормят их мёдом и цветочной пыльцой. Пчёлка - существо трудолюбивое и доброе. Потому и пчелиный мёд - вещь уникальная и очень-очень полезная. Мёд сделает женщину красивой, а мужчину сильным. Мёд спасет от аллергии и от развития диабета. Мёд с тёплым молоком - лучшее лекарство от болезни. Они, эти крохи, не любят слишком громких соседей, резких звуков и порывистых движений. Потому, наверное, все пасечники степенны и неторопливы. И все как один замечательные работники.