Александра Сытова
Методическое пособие «Цветы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие «Цветы вокруг нас» Автор: Сытова Александра Юрьевна
Введение.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Публикация «Методическое пособие „Цветы вокруг нас“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую на-до беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»
Цель методического пособия: развитие экологического и эстетического воспитания детей через знакомство с прекрасным миром цветов.
Пояснительная записка
В методическом пособии представлен материал для педагогов, как дошкольного возраста, так и для школьного возраста детей.
Материал пригодится как для совместной образовательной деятельности взрослого и ребёнка, так и для самостоятельной деятельности с детьми.
Предложенный материал, может быть использован при организации образовательной деятельности, как в дошкольном учреждении, так и для самостоятельной работы с ребенком дома.
С помощью данного пособия дети и взрослые смогут ответить на вопросы о том:
Что такое цветок? Строение цветка.
Где растут цветы? (Поле, луг, вода, лес, дача, огород, сад, квартира).
Почему так назвали цветы?
Цветы и время.
Цветы и твое имя.
Цветы-целители.
Цветочные сны.
Цветы-талисманы.
Цветы-герои произведений.
Цветы в легендах, стихах, загадках, песня.
Профессии людей, занятых в цветоводстве.
Учить детей бережно относиться к цветам, заботиться о цветах, правильно сажать и выращивать цветы.
Сбор стихов, сказок, песен, легенд, мифов, иллюстраций, открыток, загадок, связанных с цветами.
Хочется верить, что использование данного пособия будет способствовать формированию у начинающих ботаников навыков и компетенций исследовательского характера и развитию интереса к познанию Природы.
Задачи методического пособия:
Обучающие:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
3. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
4. Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
5. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
6. Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
7. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
Развивающие:
1. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
2. Развивать умение сравнивать и анализировать.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.
Воспитательные:
1. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
2. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Формы организации методического пособия:
• Образовательно-познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир).
• Экскурсии.
• Трудовая деятельность детей.
• Экологические викторины.
Методы методического пособия:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
• релаксация;
• ароматерапия;
• слушание музыки.
Ресурсное обеспечение методического пособия. Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
1. Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, кол-бы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые но-жи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
2. Наглядный материал:
a) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
b) настольно-печатные игры;
c) дидактические игры по экологии;
d) библиотечка юного цветовода.
e) альбом «легенды о цветах»;
3. Оснащение природным и бросовым материалом.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
9. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.
10. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995.
Содержание
Наименование № стр.
1 Введение 1
2 Пояснительная записка 2
3 Задачи методического пособия 3
4 Формы организации методического пособия 4
5 Методы методического пособия 4
6 Ресурсное обеспечение методического пособия 4
7 Методический инструментарий 4
8 Список использованной литературы 5
9 Организованная образовательная деятельность 6
10 Лексическая тема «Цветы», словарный запас по теме 7
11 Словесные игры на тему «Цветы» 8
12 Контрольные вопросы и задания по теме «Цветы» 11
13 Утренняя гимнастика «Волшебные цветы» 12
14 Прогулка 14
15 Этюд «Цветок» 16
16 Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин» 16
17 Дидактическая игра «Цветочный магазин» 16
18 Дидактическая игра «Знатоки цветов» 17
19 Дидактическая игра «Расскажи о себе» 17
20 Дидактическая игра «Лесные цветы» 17
21 Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка?» 18
22 Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» 18
23 Дидактическое упражнение «Найди причину» 18
24 Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков» 19
25 Игра-перевоплощение «Если бы ты был горным цветком» 19
26 Пальчиковые игры 20
27 Хоровод «Мы на луг ходили» 20
28 Логоритмическое упражнение «Колокольчик» 21
29 Чтение стихотворения «Цветик-колокольчик» с сопровождающими движениями 21
30 Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе «Золотой луг» 22
31 НОД по экологии и лепке «Гвоздика» 26
32 НОД по экологии «Иван-да-Марья» 29
33 НОД по развитию речи «Цветы» 31
34 НОД по развитию речи «Комнатные растения» 34
35 НОД «Путешествие на луг» 36
36 Вводная беседа по теме «Цветы» 37
37 План НОД «Знатоки цветов» 37
38 НОД по изобразительной деятельности «Букет цветов» 40
39 «Путешествие в страну трав» 41
40 Василек 45
41 Вьюнок 47
42 Зверобой 48
43 Земляника 49
44 Иван-чай 51
45 Клевер 53
46 Крапива 54
47 Ландыш 56
48 Лебеда 58
49 Лопух (репейник) 59
50 Мак 60
51 Медуница 61
52 Мята 62
53 Одуванчик 64
54 Папоротник 65
55 Пижма 67
56 Подорожник 69
57 Полынь 70
58 Ромашка 71
59 Вопросы по теме «Путешествие в Страну трав» 74
60 «Путешествие на луг» 76
61 Подснежник 79
62 Мать-и-мачеха 80
63 Медуница 81
64 Хохлатка 82
65 Кислица 83
66 Ландыш 85
67 Незабудка 87
68 Фиалка 90
69 Одуванчик 91
70 Кувшинка 92
71 Ромашка 94
72 Василек 95
73 Колокольчик 98
74 Вопросы по теме «Путешествие на луг» 100
75 Загадки по теме «Путешествие на луг» 100
76 Пословицы и поговорки по теме «Путешествие на луг» 100
77 Учись сравнивать 101
78 Четвертый лишний 101
79 Игра в слова 101
80 Составь рассказ-описание с опорой на план 101
81 Пословицы и поговорки о цветах 102
82 Чтение стихотворений о цветах 104
83 Чтение сказок и рассказов о цветах 110
84 Загадки о цветах 121
85 Интересное о цветах 126
86 Почему цветы так назвали? 127
87 Символика и цветы 128
88 Цветы – указатели посева 128
89 Значение подаренных цветов 128
90 Цветочные сны 129
91 Какие цветы и растения могут принести счастье и везение? 130
92 Истории, мифы и легенды о происхождении цветов 132
93 Легенда про то, как пришли на Землю цветы 136
94 Легенда о гвоздики 137
95 Легенда о тюльпане 137
96 Легенда о адонисе 138
97 Легенда о колокольчике 138
98 Легенда о герани 139
99 Легенда о васильке 139
100 Легенда о астре 140
101 Легенда о бальзамине 140
102 Легенда о кувшинке 141
103 Легенда о монстере 141
104 Легенда о ландыше 142
105 Легенда о подснежнике 142
106 Легенда об ирисе 143
107 Легенда об одуванчике 143
108 Легенда о незабудке 144
109 Легенда о шиповнике 144
110 Содержание 145