Тамара Орлова
Методическая разработка «Весёлые скороговорки для смышленого Егорки»
▼ Скачать + Заказать документы
Научиться говорить - значит, научится мыслить. Развитие устной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником.
К сожалению, в последнее время уровень речевой культуры заметно снижается. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгарной, ненормативной лексикой, небрежность. Речь современного школьника обильна городским просторечием, и часто носит обиходно - разговорный стихийный характер, наблюдается мода на иностранную лексику, на язык интернет - общения. Ошибки, небрежность в речи, пренебрежение к своему языку искажения норм языка как национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык; и, как следствие, — к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.
Публикация «Методическая разработка „Весёлые скороговорки для смышленого Егорки“» размещена в разделах
Сейчас в нашей стране востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности. Таким образом, формирование устойчиво высокой речевой культурой является актуальным на сегодняшний день. Любой уважающий себя человек должен уметь ясно, точно, логично формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Из чего состоит речь человека?
Речь состоит из культуры речи: - чистота речи;
- выразительность, образность, яркость;
- точность, правильность, логичность.
- темпо – ритм.
и из техники речи: - артикуляция;
- дыхание;
- голосообразование: диапазон,
звуковой посыл, полётность,
выносливость;
-дикция: чёткое произношение звуков;
- интонационная выразительность;
- логическое ударение;
- пауза.
Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Как любая учебная дисциплина требует системности и самостоятельной домашней работы. Дома работу над речью лучше и проще всего строить на скороговорках или пословицах, детских потешках или стишках. Скороговорок много, они разные. Работать с ними всегда интересно.
1. Артикуляция – группа мышц челюстно-лицевого отдела, которые участвуют в работе речевого аппарата. Представьте, что вы говорите с глухонемым человеком, ваш собеседник может прочитать только по губам. Ясно и четко произносим скороговорку :
«Кот Вася есть у Аси».
«Рома и Рая в квартире играют, а Ира и Марк идут в зоопарк».
«Из магазина умный пёс до дому Зое сумку нёс».
2. Дыхание – способность человека правильно распределять вдох и выдох, умение вовремя сделать добро воздуха, чтоб не задохнуться. Произносим скороговорку : 1 раз на одном дыхании; 2 раза на одном дыхании; и т. д., до 6 раз на одном дыхании.
«Проворонила ворона воронёнка».
«Около кола бьют в колокола».
3. Голосообразование – зависит от речевой задачи для передачи смысловых оттенков. Оно включает в себя:
• Силу звука – голос должен быть слышен в любой аудитории даже при отсутствии технических средств / диапазон – малый, средний, большой/. Текст наполняет пространство возле себя; всю комнату; все здание. «У нас гость унёс трость».
• Посыл звука, работа в разных регистрах – способность голоса достигать нужной точки. Посыл звука на нижний этаж, на том где находишься ты, на верхний этаж. «Купи кипу пик».
• Полетность звука – его способность выделять на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь. Слова как бы бросаются в зал. «Не красна изба углами, а красна изба пирогами».
• Выносливость – малая утомляемость голоса. Произносим скороговорку на «стоне».
«На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы вам на линя».
«Ах, больной я,Ай яй яй. Молока мне мама дай. Мам а мам, мам, а мам. А мам мам, а мам!».
4. Дикция – четкое произношение звуков /Устранение диффектов речи, отработка произношения сложно сочетаемых звуков по индивидуальному подбору/.
«Ткач ткёт ткани на платки Тани». «Из под пригорка из под выподверта, зайчик приподвыподвернулся».
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
«Жук над лужею жужжа ждал до ужина ужа».
5. Интонационное выражение –голосовой окрас, который отражает эмоциональное состояние и настроение говорящего, иего отношение к собеседнику или происход. ящего вокруг /самое страшное это монотонность/
«Не учи безделью, а учи рукоделью». Произнести: как вывод, с целью пристыдить, радостное открытие, угроза.
«Громыхает грозно гром, где – в роще за бугром». Произнести: как экстренное сообщение, с иронией, восхищённо, страшно.
«У всех сплетниц для гостей много всяких новостей». Произнести: как приговор, по секрету, возмущённо, с насмешкой.
6. Логическое ударение – всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно существует. То о чём мы хотим сказать или передать, во время речи выделяется голосом как ударное слово.
«Звонкие капели весной зазвенели». Дать развё рнутый ответ на вопросы: Когда? (Звонкие капели весной зазвенели) Что? (Звонкие капели весной зазвенели) Что сделали? (Звонкие капели весной зазвенели) Какие? (Звонкие капели весной зазвенели)
«Любит зайка сок капустный: и полезный он, и вкусный». Кто? Что делает? Что любит? Какой сок? Почему?
«Красной краскою Егор красит крышу и забор». Кто? Что делает? Какой краской? Что красит?
7. Паузы – остановка во время речи. Важнейший элемент нашей речи и один из главных её козырей.
- физиологическая пауза – нехватка воздуха.
- интонационно – логическая – остановка по мысли, по такту
«А ларчик// просто// открывался». Мысль: замок простой. Вообще нет замка.
- психологическая – она служит уму, психологические чувства. Она не подчиняется ни каким законом речи, а ей подчиняются все, без исключения законы речи.
- ситуативная - мА…ша…мы…ла. ра…му (читаем по слогам)
На ле…во, на пра…во (команда).
- пауза хезитация – обдумывания размышления. Она помогает оформить своё мнение, найти лучшую форму изложения.
В упражнениях можно использовать любые скороговорки по желанию. Через какое - то время скороговорки используемые в упражнениях можно менять местами или вообще подобрать свои. Главное добиваться поставленных задач в каждом упражнении.
Список используемой литературы:
1. Алифанова Е. А. ,Егорова Н. Е. «Логопедические упражнения в рифмах» Москва 2000г.
2. Никитина А. Б. «театр, где играют дети. М. ВЛАДОС 2001г.
3. Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками» РОЛЬФ М. 2001 г.
4. Савкова З. В. «Энергия живого слова» Санкт – Петербург 1991 г.