Елена Трапезина
Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я познаю себя»
▼ Скачать
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст – важнейший период развития человека. У детей активно развивается познавательная активность, стремление к наблюдению, сравнению, исследованию. Объектом для исследования часто становится сам ребёнок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребёнка – это он сам. Ребёнок рано стремится к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и различия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем мне всё это нужно?
Публикация «Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста „Я познаю себя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
Для того чтобы современный человек вел здоровый образ жизни, необходимо знакомить дошкольников со строением человеческого организма, давать сведения о строении внутренних органов и их назначении.
Задача взрослого – поддержать интерес у детей, научить помочь себе, стремление бережно относиться к своему организму.
Цель: помочь ребенку создать целостное представление о самом себе, своем теле, частях тела, о его основных внутренних органах и их назначении.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять представления о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.
2. Формировать представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, об основных внутренних органах человека.
Развивающие :
3. Развивать речевую и познавательную активность детей, зрительную память, умение обобщать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
4. Вызвать желание вести здоровый образ жизни. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков. Воспитывать положительное отношение к себе и своему организму.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Описание пособия : плоская основа, в виде тела человека и отдельные части внешнего (руки, ноги, туловище, волосы, брови, глаза, нос, рот, уши) и внутреннего строения (мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки).
Методические приёмы использования пособия :
рассматривание, отгадывание загадок, наблюдение, беседа.
Наглядное пособие «Я познаю себя»
Многофункциональное пособие используется в НОД, в режимных моментах и в совместной деятельности педагога и детей.
Многофункциональное пособие «Я познаю себя» обеспечивает поэтапно социально-личностное развитие дошкольника, его продвижение по пути самопознания. Ориентировано на природную любознательность ребенка, его интереса к себе, своей семье и другим окружающим его. В пособии имеется наглядный материал для более эффективного восприятия ребенка. Пособие помогает воспитывать: соблюдение режима дня, ухода за своим телом, внешнего вида, привитие культурно-гигиенических навыков, о необходимости заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, закаляться.
Также дети через пособие знакомятся со строением человеческого тела, с основными внутренними органами человека и гендерным развитием.
Данное пособие способствует развитию познания самого себя, мышления, памяти, воображения, а также мелкой моторики рук.
Для ребёнка рассматривание человеческого тела в виде картинок недостаточно. Если старшие дошкольники усваивают определенные знания через презентации, то малышам нужно осязательно всё потрогать, отделить и соединить, а абстрактные картинки даются им с трудом. Для этого мною было создано пособие «Я познаю себя», в виде человечка Познайки, со всеми частями тела и внутренними органами.
Данное пособие позволяет не только разглядеть «органы», правильно расположить их, но и провести наглядную демонстрацию. Хотите рассказать ребёнку, как пища «путешествует» внутри тела? Возьмите любой муляж любого фрукта и проведите дорожку ото рта до прямой кишки.
В организме каждый орган выполняет свою функцию. Наше тело чем-то похоже на машину, механизм. У каждого органа есть свои задачи. Чтобы легче запомнить, какой орган что делает, можно вместе с ребёнком заменить их символическими обозначениями.
Примеры дидактических игр
Дидактическая игра «Тело человека».
Цели: формировать представления о внешнем и внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его частей.
Задачи: познакомить с внешним и внутренним строением тела человека и пространственным расположением его частей; дать представление о роли частей тела и внутренних органов человека; закрепить знание частей тела человека; развивать мышление, зрительную память, сообразительность.
В данную игру могут играть как воспитатель с детьми, так и дети между собой. Тот, кто отгадал загадку, выкладывает отгаданную часть тела на основу. Таким образом, в процессе отгадывания загадок можно собрать все части внешнего строения человека и органы внутреннего строения.
Игра «Части тела»
Цель: дать представление о теле человека, его частях и строении через игру, называть и показывать основные органы, расширять словарный запас, формировать стремление к здоровому образу жизни.
Ход игры. Ребёнок называет части тела и помещает под стрелкой в заранее отмеченном месте на игровом поле. Называя слово, ребёнок смотрит на картинку.
Игра «Что на что похоже».
Например, мозг управляет нашим телом, он похож на центральную часть компьютера. Трахея – похожа на трубочку от носоглотки до лёгких.
Щитовидная железа вырабатывает вещества и в нужный момент запускает и останавливает процесс – может, это пульт?
Легкие похожи на губку, впитывают воздух (кислород) и отдают его в кровь.
Сердце – это мотор, он качает кровь.
Почки – фильтр для организма. Очищают кровь от ненужных веществ. Чем не пылесос?
Мочевой пузырь – ёмкость для отработанной жидкости, накапливается, периодически выливается. Почти как воронка.
Желудок – ёмкость для переваривания продуктов, поэтому заменим его на кастрюльку.
Печень – химическая фабрика организма, которая все перерабатывает так, чтобы пища легко усваивалась организмом и, конечно, очищает от ядов (шлаков).
Помогают также организму жидкости (желудочный сок, желчь и т. д.) – нужны пузырьки для них.
Кишечник – длинный шланг, по которому, продолжая перевариваться, передвигается пища. Все полезные вещества всасываются в кровь.
Картинки для детей «Части тела человека» помогут педагогам сделать занятия с дошкольниками не теоретическими, а наполненными примерами, визуализирующими новые знания.
Игра «Зачем нужны…»
Игра в форме вопросов – ответов. «Уши нужны, чтобы слышать?» «Да». «Ручки нужны, чтобы прыгать?» «Нет».
Со средней группы ребенок должен обосновывать ответ, аргументировать его.
Игра «Угадай, сколько»
Используя картинки, ребёнок находит, что у человека в паре, а что по одному.
Игра «Собери макет человека»
Цель: закрепить у детей представления о внутреннем строении человеческого организма.
Ход игры: Вокруг стола садятся несколько детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной детали внутренних органов. Выложив образец на середину стола, воспитатель просит ребят собрать своего человека. Начиная с туловища. Когда дети соберут, можно сравнить работы детей, вместе найти и исправить ошибки.
Игра «Что ты видишь?»
Предложить детям закрыть глаза ладошками, сопровождая словами: «не видно», «темно». - А теперь откройте глазки. Что это? (Воспитатель показывает игрушку.) Педагог обращает внимание на значимость глаз для человека.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986.- 228 с.
2. Иванова А. И. Человек естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду /А. И. Иванова – М. : «ТЦ СФЕРА» 2010 - 221с.
3. Козлова С. А. «Я- человек» / С. А. Козлова - М: Школьная Пресса 2010.
4. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Мой организм: Методические рекомендации. М. : ВЛАДОС, 2001.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Шукшина С. Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М. : Школьная Пресса, 2004.