Галина Халиулина
Методическое пособие «Мотивации для НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сделать серьезное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский.
Актуальность
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотиваций принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Вот почему мотивация дошкольников к обучению остается, актуальной проблемой и по сей день.
Темочки:
Пояснительная записка
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного
возраста является игра. Как превратить обыкновенное занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность.
Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий. Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка.
В этой методической разработке представлены типы мотивации для НОД, виды мотивации и мотивационные ситуации. Их могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных учреждений и родители.
Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивация способствует активизации детей в образовательной деятельности.
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.
Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Типы мотивации
1. Игровая мотивация «Помоги игрушке», ребёнок выступает как помощник и защитник, достигает цели обучения, решает проблемы игрушек. Её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании для младшей и средней группы.
2. Мотивация помощь взрослому «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы, в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.
3. Мотивация «Научи меня», основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.
Например: - Ребята, мне нужно завязать бантик. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
4. Мотивация «создание предметов своими руками для себя».
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Можно использовать в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.
При выборе мотивации нужно учитывать возраст детей. В качестве мотивации каждый педагог выбирает то, что близко его
детям.
На занятиях с малышами желательно использовать игровых персонажей. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться» с детьми, «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.
Виды мотивов для детей
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого.
Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений
с взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является основным условием его поведения.
Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одним из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.
Познавательные и соревновательные мотивы.
• Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения
взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности.
• Старший дошкольный возраст – интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
• Ребенок 3-4 лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников.
• Средний и старший дошкольный возраст – стремятся выиграть, быть первым.
.Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.
• Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами
только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.
• Старший дошкольный возраст – осознание детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.
• Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей,
принести им пользу.
• Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.
Мотивационные ситуации
• Достань подарок (подарки находятся под замками, чтобы их открыть, надо выполнить задания)
• Помоги герою.
• Решение бытовых вопросов.
• Путешествие (обращаем внимание на взаимопомощь)
• Соревнование (для детей 5-6 лет, зачёт командный, обращаем внимание на взаимопомощь).
• Поиск выхода из затруднительной ситуации - использование вопросов: Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как сделать?
• Введение новой информации воспитателем для решения проблемы.
• Воспитатель предлагает несколько видов деятельности, приёмов, материалов для выхода из проблемной ситуации.
• Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации.
• Самостоятельное применение нового на практике (применение умений и навыков, выполнение работы).
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
• Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Литература:
1. Божович Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М. ,1972.
2. Вегнер Л. А., Вегнер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М. : Знание,1994.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. :1977.
Памятка № 1
«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их
к совместной деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста
Цыплята Знайки и умейки
Зайчата Юные друзья
Крошки Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки
Рыцари и принцессы Почемучки
Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки
Солнышки Рыцари и принцессы
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение
«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»
Шаг 2
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т. д. ?
Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т. д.) произносит призывные слова.
- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
- Срочно требуется помощь!
- Открывается мастерская! и др.
Кто меня видит – топните ножкой,
Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
Кто любит мультфильм…. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
Очень хочу с вами посекретничать…
Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?.
Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т. д.) как сюрпризный момент.
- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало!
- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!
В случае если дети дали В случае если дети дали
отрицательный ответ отрицательный ответ на
на выше обозначенный вопрос выше обозначенный вопрос
- Хотите узнать? Хотите я покажу вам еще одну
А что нужно делать, веселую,классную,прикольную игру?
когда хочешь что-то узнать? Назвать предмет-
При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т. д. из оракала) со словами:
- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:
- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
- На солнечной полянке сегодня праздник урожая….
- На звездной полянке сегодня…
Памятка № 2
«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»
1. Создать проблему
Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку …. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ….)
2. Подключить органы чувств
Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали В случае если дети дали
отрицательный ответ положительный ответ
на выше, обозначенный вопрос на выше обозначенный вопрос
Какая музыка О чём вы думаете,
нравится тебе? когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе для этого? А тебе?
2. Провоцировать
В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Просить помощи
- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
Дорогие мои друзья! В нашем детском саду, городе, царстве – государстве, и т. д. произошла неприятность. Выдержать паузу. Дождаться первого вопроса детей.
Сообщить что случилось.
- Что будем делать?