Марина Сергей
Лэпбук по патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста «Коренные народы Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие (Лэпбук) по патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста «Коренные народы Прибайкалья»
Пояснительная записка.
В условиях реализации нового Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены основные направления развития ребенка: инициативность, самостоятельность и творчество. Перед нами встала необходимость поиска новых форм взаимодействия с детьми, с целью их всестороннего развития, а также поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Прибайкалье
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Применение передовых инновационных технологий дает возможность нам как педагогам добиться намеченных целей, сделать процесс ознакомления ребенка с окружающим миром наиболее интересным и запоминающимся. Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий, мы используем инновационную игровую развивающую технологию «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга, интерактивная папка для детей на заданную тему. Это такая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить ее содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке.
В процессе взаимодействия с «лэпбуком» дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами применяя познавательно-исследовательские способности. Все материалы «лэпбука» соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
«Лэпбук» способствует:
-пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме;
-расширению и обогащению словарного запаса;
-развитию связной речи;
-развивает познавательный интерес и творческое мышление;
-приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-повторению и закреплению материала по пройденной теме;
-развитию личности, мотивации, способностей.
Данное дидактическое пособие посвящено теме: «Коренные народы Прибайкалья». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно это знание поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В связи с тем, что информации, которую необходимо донести детям по этой теме много, но вся она расположена отдельно друг от друга. Поэтому перед нами встала необходимость собрать всю информацию в единую папку – «лэпбук». В нем собрано все богатство и разнообразие народов, проживающих в Прибайкалье. Разработанное дидактическое пособие «лэпбук» предназначено для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми подготовительного дошкольного возраста, а также для детей в их самостоятельной и игровой деятельности.
Актуальность.
Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих в Прибайкалье.
Наша Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары и др.
Как сохранить самобытную культуру, национальные традиции, декоративно – прикладное искусство народов Восточной Сибири и передать её потомкам? Как научить детей гордиться своим народом, сформировать у них любовь к своему родному краю, малой Родине?
Вот ключевые и опорные вопросы, которые и подтолкнули меня к созданию Лепбука.
При беседе с детьми по данной теме была выявлена проблема: дошкольники имеют небольшое представление о коренных народах Восточной Сибири. Дети затрудняются в вопросах о культуре, быте, традициях праздниках, народно-прикладном искусстве, устном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народных играх народов, проживающих в Прибайкалье.
Чтобы расширить и актуализировать знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь, главным и ведущим инструментом мы с детьми создали данное дидактическое пособие.
Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать, как можно больше об окружающем мире. Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о коренных народах Прибайкалья.
Актуальностью данной игровой технологии является то, что «лэпбук» - это отличный метод закрепления и повторения материалов, с которыми ребенок уже был знаком.
Цель: создание условий для закрепления представлений у дошкольников о культуре и быте коренного народа Прибайкалья
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тофаларах: истории, государственных символах образе жизни.
2. Продолжать знакомить и расширять представления детей об особенностях национальной культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, обычаи, блюда, орудия, быт, национальные костюмы, игры, фольклор, народно-прикладное искусство….)
3. Развивать интерес к культуре коренных народов Прибайкалья.
4. Формировать толерантное отношение к людям разной национальности.
5. Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважительное отношение к истории и традициям коренных народов Прибайкалья.
6. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к познанию культуры своих предков.
7. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
8. Активизировать словарь.
9. Способствовать активной позиции воспитанников в совместной деятельности реализации дидактического пособия.
Разработанное вместе с детьми дидактическое пособие, с применением игровой инновационной технологии «лэпбук», позволяет решить перечисленные задачи, в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о коренных народах Прибайкалья.
(Комплектация, литература, фотографии)
Комплектация.
Данное дидактическое пособие имеет разделы, в которых представлены развивающие элементы, позволяющие решать различные задачи образовательных областей («Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом.
Фото 1 (Название Лэпбука)
Фото 2 (Общее фото 1-го разворота)
Фото 2 А Бурятия
Наполнение: 7 кармашек
• Бурятская архитектура
• Национальные игры
• Украшения
• Национальные блюда
• Узоры и орнаменты
• Музыкальные инструменты
• Национальная одежда
Фото 2 Б Эвенки
Наполнение: 7 кармашек, 1 вопрос, 1 картинка
• Вопрос. Как называется дом оленеводов?
• Картинка. Название одежды эвенков.
• Узоры, орнаменты, украшения
• Национальные костюмы
• Национальные блюда
• Музыкальные инструменты
• Орудие труда эвенков
• Жилье эвенков
• Традиции и обычаи
Фото 2 В Тофалары
Наполнение: 8 кармашек
• Основные объекты охоты
• Чем занимались коренные жители
• Жилье тофаларов
• Национальные блюда
• Изделия из кожи, бересты, дерева. Ремесла.
• Быт тофаларов
• Национальные костюмы
• Животный мир Прибайкалья
Фото 3 (Общее фото 2го разворота)
Фото 3 А Дидактические игры. Праздники и игры жителей Прибайкалья
Наполнение: 9 кармашек
• Обведи по точкам
• Подбери головной убор
• Чьи следы
• Игры и праздники
• Собери картинку
• Загадки
• Ребус
• Раскраска
• Посчитай и соедини цифры
Фото 3 Б Развитие речи
Наполнение: 5 кармашек, 1 картинка
• Стихотворения
• Сказки
• Пословицы и поговорки
• Составь рассказ
• Картинка. Восточный календарь.
• Легенда о 12ти животных восточного календаря
Список использованной литературы
1. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство «Улзы», 2001.- 142с.
2. Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 2004.
3. Батуева И. Б. История развития хозяйства Байкальских бурят /И. Б. Батуева. -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999.-251с.
4. Беликов В. В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ, 2004. 210 с.
5. Герасимова К. М. Традиционная культура бурят: Уч. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.
6. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. - 299 с.
7. Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных. - Улан- Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984.-160с.
8. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков: Новосибирск: Наука,1999. 78 с.
9. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. - Новосибирск: 1997.
10. Обряды в традиционной культуре бурят // Отв. ред. Т. Д. Скрынникова. - М. : Вост. лит., 2002. - 222 с.
11. Тофалары : культура, традиции, обычаи / М-во культуры и арх. Ирк. обл., Обл. дет. б-ка им. Марка Сергеева. - Иркутск : Областная детская библиотека им. Марка Сергеева, 2010. - 52 с. : ил. - (Мы живем вокруг Байкала).
12. Беликов В. В. Эвенки Бурятии: история и современность. - Улан-Удэ, 1994. - 175 с.
13. Шубин А. С. Эвенки Прибайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во Бэлиг, 2001. - 120 с.
14. История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск, 2007. – 132 с.
15. Тофалары: культура, традиции, обычаи / Сост. Е. А. Шульгина; худ. Сергей Григорьев. - Иркутск: Изд-во Иркут. обл. дет. биб-ки им. Марка Сергеева, 2010. – 52 с. : цв. ил. – (Мы живем вокруг Байкала)
16. Эвенки: культура, традиции, обычаи / Сост. Е. А. Шульгина; худ. Сергей Григорьев. - Иркутск: Изд-во Иркут. обл. дет. биб-ки им. Марка Сергеева, 2009. – 46 с. : цв. ил. – (Мы живем вокруг Байкала)
17. Бурятские пословицы / иллюстрации В. Э. Урбаханова. – [Б. м. : б. и. ], [2011]. – 31 с. : цв. ил.
18. Бурятские волшебные сказки / [составитель Александр Михайлов]. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2013. – 215 с. : ил.