Алибаева Лилия
Методическое пособие «Игра на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие «Игра на музыкальных занятиях» с приложением авторских игр
Автор: Алибаева Лилия Фанзилевна
В. А Сухамлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Музыкально-игровая деятельность в детском саду является важнейшим средством развития и формирования личности ребенка.
Публикация «Методическое пособие „Игра на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
Игра- это основной вид деятельности в детском саду.
Музыкальная игра-является средством музыкального и всестороннего развития детей. Весь процесс обучения мы должны проводить в игре, и каждое музыкальное занятие мы вносим игру, не один утренник у нас не проходит без игры.
Игровая деятельность на музыкальных занятиях используются педагогом как средство развития всех музыкальных способностей ребё нка и помогают решению поставленных руководителем задач:
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
• Развивать музыкальные способности, активизировать слуховое восприятие.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности (громко – тихо, быстро – медленно, весело – грустно) и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность).
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.
• Отталкиваясь от возрастных особенностей дошкольников, задачи музыкальных игр можно конкретизировать:
По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.
В соответствии с этим музыкально - дидактические игры имеют следующие задачи:
• развитие звуковысотного слуха;
• развитие чувства ритма;
• развитие тембрового и динамического слуха;
• развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
• развитие творческой активности;
• формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
• обогащение новыми впечатлениями
• Формирование художественного вкуса.
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они просты в изложении, всегда требуют участие взрослого. Большую помощь они оказывают в активизации малоактивных детей. Дети младшего возраста с удовольствием играют в классические музыкальные игры : «Паровозик», «Солнышко и дождик», «Спрячь погремушку» и т. д.
Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, умеют их различать по звучанию, могут назвать элементарные средства музыкальной выразительности, исполнить несложные танцевальные движения. («фонарики», «пружинка» и т. д.) Дети второй младшей группы активно участвуют в коллективных играх, также требующими присутствие взрослого: «Отгадай, на чём играю», «Птица и птенчики», «Постучи – позвени».
Дети средней группы (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами, например, «Три медведя», «Музыкальное лото», «Назови инструмент по картинке», «Кто в домике живёт?». Они легко могут охарактеризовать прослушанное музыкальное произведение, но игры с установленными правилами ещё могут вызвать затруднения и требуют тщательного разучивания и повторения.
Музыкальные игры для старших дошкольников становятся более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне могут освоить командные игры с установленными правилами, а будущие школьники (6 –7 лет, способны самостоятельно проводить без педагога подвижные и хороводные игры, подбирая и используя необходимые атрибуты.
Методические рекомендации по использованию игр в образовательной деятельности дошкольников
Пособие подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) рекомендован музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию дошкольников, воспитателям групп и родителям воспитанников.
В пособие включены организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства Водящего и музыкальные подвижные игры с атрибутами.
Можно использовать в ООД, режимных моментах, досуге, в домашних условиях. Место проведение игр зависит от выбора педагога: в группе, в музыкальном и спортивном залах, на свежем воздухе.
При проведении музыкальных игр, мы преследуем следующие цели:
• Развитие творческих и музыкальных способностей, образного мышления, ритмического слуха, памяти.
• Воспитание культуры общения и взаимодействия у дошкольников в совместной деятельности.
• Формирование навыков драматизации в сюжетно – ролевых играх.
При проведении игр следует учитывать:
• Возрастные и психологические особенности детей.
• Направленность на развитие основных движений и качеств дошкольников.
• Сферу интересов и потребностей детей.
• Постепенное и поэтапное усложнение игровых целей, правил и условий игры.
Типы музыкальных игр :
К ним относятся:
• подвижные игры;
• хороводные игры;
• игры с пением;
• народные игры;
• театрализованные игры;
• речевые игры;
• музыкально-дидактические игры.
• Игры на музыкальных инструментах.
Сегодня я хочу вам показать несколько из них, из своей практики:
Музыкально подвижная игра «Растяпа»-(5-7 лет)
Ставим следующие задачи:
- развитие образного мышления, умение держать круг, умение ориентироваться в пространстве, развитие творческих способностей, активность детей.
(Выбираем Растяпу, ставим в круг, в середину зала, все другие стоят по кругу парами- «Домики» и «Птички», под музыку «Домики» двигаются по кругу, «птички»- идут в круг выполняют танцевальные движения, музыка останавливается, «Птички» находят пару «Домик» встают сзади. Кто остался встает в круг, все говорят «1,2,3 РАСТЯПА будешь ты»!-потом меняются.
Музыкально подвижная игра «Карусели»
В центре ребенок держит палочку с ленточками, дети берут край ленточки, под музыку двигаются, останавливаются- отпускают ленточки, под музыку двигаются в другую сторону, водящий забирает несколько ленточек, останавливаются, кому не досталось ленточки, садится.
Музыкально ритмическая игра «Передай мячик другу»
Преследуем следующие задачи:
Направлена на развитие эмоциональности, чувства ритма, музыкальной формы восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Композиция Иоганна Штрауса «Анна-Полька»-(5-7 лет)
Задача: Закрепляем и точно воспроизводим ритм, учим согласовывать свои движения с движением других детей, что бы не обгоняли, не перегоняли, не останавливались
Цель: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мыщления, тренировка памяти.
Музыкально подвижная игра «Рыбки и сеть» -(5-6 лет)
Задача: Развитие образного мышления, умение держать круг, правильно ходить в хороводе, руки крепко сцеплены, ловкость, активизация.
Дети делают круг «Сеть»- берутся за руки, «Рыбки» садятся в центре.
Дети «Сеть» поют в хороводе:
Рыбки плавают в водице,
Рыбкам весело играть,
Рыбка,рыбка, озоница,
Мы хотим тебя поймать! (Останавливаются)
Играет музыка «Рыбки» плавают, «Сеть»- руки на верху, музыка останавливается, «Сеть» опускается.
Хочется отметить, что дети, которые с дошкольного возраста знакомятся с эстетической красотой музыки, лучше усваивают школьную программу, отличаются высокими интеллектуальными и творческими способностями. Кроме того, доказано специалистами, что детские музыкальные игры в детском саду способствуют познавательной активности детей, формированию их эстетического вкуса, гармоничному всестороннему развитию.
Совместные музыкальные игры позволяют развивать у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учат дружить, делить с другими успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Такие игры формируют у дошкольников понимание своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.