Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как правильно подготовить руку ребёнка к школе?»

таня шаталова
Консультация для педагогов «Как правильно подготовить руку ребёнка к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят значительные изменения, которые направлены на обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Одна из задач детского сада – подготовка детей к школе. Необходимо готовить ребенка к школе на протяжении всего дошкольного детства, заботясь, прежде всего, о развитии познавательных психических процессов, творческого мышления, памяти, внимания, развитии мелкой моторики руки.

Темочки:

Как правильно подготовить руку ребёнка к школе? Этот вопрос волнует многих педагогов. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, данные физиологов и психологов последних лет подтверждают, что у детей 6-7 лет несовершенна координация движений рук. Тренировка движений пальцев кисти рук является важнейшим фактором подготовки руки к письму, способствующим улучшению артикуляционных движений, стимулирующим речевое развитие ребёнка и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Насколько трудно протекает становление у дошкольников писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т. д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Цель: рассмотреть условия подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития письма у старших дошкольников.

2. Ознакомиться с методикой подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.

3. Подобрать методы и приемы наиболее эффективные для детей в условиях работы конкретной группы.

4. Привлечь внимание родителей к необходимости созданию условий для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму.

Цель: Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз – рука», развивать навыки точного копирования образца.

Подготовка руки к письму – как важная составляющая дошкольного обучения.

В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки в изобразительной деятельности, мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки ребёнка к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Над данной проблемой работали такие известные педагоги как : Н. А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В. В., Е. Карельская, Е. А. Нефедова, О. В. Уварова и др.

Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам, затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий : вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Для работы с детьми в различных педагогических источниках рекомендуются следующие методы и приё мы работы:

1. Игры с пальчиками. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

2. Пальчиковые игры со скороговорками. Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

3. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

4. Пальчиковые игры со стихами. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине статичной деятельности, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей.

6. Пальчиковый театр. «Театр пальчиков», артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям, на пальцы надевают «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев.

7. Театр теней. С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в театр теней. В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Первоначально исполнителями должны быть взрослые. Дети узнают, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания определённым образом пальцев.

8. Ручной труд (шитьё, вышивание, плетение, оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т. д.).

9. Игры с бусами (нанизывание ребёнком бус на шнурочек.

10. Задания на подготовку руки к письму для старших дошкольников

(штриховки готовых рисунков одной и двумя руками, раскрашивание рисунков по подсказке).

11. Обведение нарисованных фигур.

12. Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

13. Графический диктант.

14. Дорисуй узор и раскрась.

Исследования в данной области показывают, если эти игры, упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений. Например: варианты штриховок, рисунок по клеточкам и различных заданий по типу «Лабиринты».

Оцениваем моторное развитие

Проверить состояние общей и тонкой моторики у ребёнка родители могут и сами. Несложные тесты помогут вам понять, правильно ли идет развитие некоторых функций.

«Дорожка»

Попросите ребенка поставить ноги так, чтобы носок левой ноги примыкал к пятке правой. Руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Нужно простоять в таком положении 15 секунд. Если ребёнок балансирует или сходит с места, это учитывается как минус.

«Дотронься до носа»

Закрыв глаза, надо коснуться указательным пальцем правой и левой рук кончика носа попеременно. При двух удачных попытках из трех (для каждой руки) задание считается выполненным.

«Мячики»

Предложите ребёнку попрыгать, как мячик. Важно, чтобы обе ноги одновременно отделялись от земли. В течение 5 секунд ребенок должен подпрыгнуть минимум 7 раз.

«Пальчики здороваются»

Соедините поочередно пальцы одной руки с пальцами другой.

Оцените результаты по следующим критериям:

- высокий уровень — ребенок безошибочно выполняет все задания;

- средний — выполнено не более пяти заданий из предложенных;

- низкий — выполнил не более двух заданий, движения нечеткие, плохая координация, наличие сопутствующих движений, признаков утомляемости.

Подборка игровых упражнений «Эти маленькие и ловкие пальчики!»

Первый закон правописания

«Не выходи за границы»

Начинать подготовку руки к письму можно и нужно уже с младшей группы (заинтересованные родители и педагоги могут использовать данные упражнения и в раннем возрасте). В этом возрастном периоде можно и нужно уделить внимание не пальчикам, а целиком кулачку и ладошке. Научим малыша соотносить свою ладошку с силуэтом на бумаге. Такие первые упражнения потренируют зрительно-двигательную координацию ребенка.

Второй закон правописания

«Шаг за шагом»

Этот закон призывает нас не торопиться, быть последовательными, не перепрыгивать с начала строчки в конец и с одной строчки на другую.

Третий закон правописания

Слева направо

Этот закон чистописания научит детей писать строго слева направо.

Игра «Большие и маленькие кулачки»

Берём лист формата А3 и в одну линию слева направо рисуем маленькие кулачки, как будто их оставила кукла, на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Подготовим куклу и расскажем днтям, что, пока вы спали, кукла решила порисовать. Продолжите, что нарисовала кукла, ровно, слева направо, но кулачки получились маленькие, их почти не видно, а у тебя кулачки какие большие! Предложите ребёнку поставить отпечатки своих кулачков сверху кукольных. Помните, что в этой игре мы окунаем в краску не ладошки, а кулачки. Научите ребенка ставить отпе-чатки последовательно слева направо.

Четвертый закон правописания

Без отрыва

Этот закон, пожалуй, самый трудный, учит нас не отрывать руку во время письма. В полной мере этот навык формируется лишь в начальной школе. Но ребёнок должен знать о нем и тренироваться, укрепляя руки! Мы сосредоточимся именно на этой задаче.

Игра «Лучики»

Ребенок уже освоил игры по соотнесению отпечатков своей руки с нужными изображениями на бумаге. Поэтому игра будет состоять уже из двух навыков ребёнка. Для начала рисуем желтой краской круг диаметром 20 сантиметров. Пусть ребёнок с помощью пальчиковой желтой краски закрасит круг отпечатками ладошек. Затем научите его, оставляя свой отпечаток внутри круга, «тянуть» ладошкой по листу, тем самым рисуя лучики в разные стороны листа. Для упражнения нужно брать побольше краски и можно устраивать соревнования «на самый длинный лучик». Ладошку от бумаги не отрываем.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Откуда берутся люди-потребители и как правильно воспитать ребёнка, чтоб он им не стал» Психологический портрет человека-потребителя: Потребителями всегда руководит личная выгода. Они делят людей на группы: Родители, родственники.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?»Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как правильно подготовить руку ребёнка к школе?»
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 12:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Как правильно подготовить руку ребёнка к школе?»» (включая файлы) размещена пользователем таня шаталова (УИ 886074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД