Получи документы

Методическое пособие для воспитателей и родителей «Детское оригами»

МАРУТЯН КАРИНА
Методическое пособие для воспитателей и родителей «Детское оригами»

Методическое пособие для воспитателей и родителей

Содержание

I. Актуальность

II. Перспективное планирование

III. Примерные конспекты организованной образовательной деятельности (занятий)

IV. Приложения:

1. Рассказ воспитателя «Из истории бумаги»

2. Презентация: «История возникновения бумаги»

3. Поисково –исследовательская деятельность. «Свойства бумаги»

4. Дидактическое пособие «Виды бумаги».

5. Школа «Оригами» начинается с базовых форм

6. Условные обозначения

7. Карточки- схемы

Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство – Оригами,

Здесь не нужны волшебники и маги

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить.

Долидуло Т. А.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе, в первую очередь, конечно-же, связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

Многое должен знать и уметь ребенок вступая в школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет оригами. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Как воспитатель я вижу актуальность данной темы при подготовке школьника к письму. В школе на первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координации. Все это может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами, которое можно разделить на несколько этапов:

1. Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомера, логического мышления, воображения.

2. Знакомство детей с базовыми формами оригами.

3. Обучение техническим приёмам и способам создания различных поделок.

4. Формирование умения следовать устным инструкциям, работе по схеме.

5. Воспитание волевых качеств: усидчивость, терпение, старательность, умение доводить работу до конца.

6. Воспитание интереса к конструированию из бумаги.

Для успешного овладения детьми техникой Оригами, я разработала и внедрила в практику пособие «Детское оригами», которое посвящено работе с детьми дошкольного возраста. В него вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.

Обозначены необходимые условия для работы «Оригами» такие как:

а) создание пооперационных карт-схем;

б) возможность демонстрации детских работ;

в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;

д) литература, иллюстрации.

Продуманы методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, показ с объяснением образца выполнения последовательности работы, рассматривание иллюстраций, практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, оказание индивидуальной помощи.

Обозначен предполагаемый результат: умение детей читать схемы, запоминать условные обозначения, и самостоятельно выполнять работу без помощи педагога.

Смею надеяться, что данное пособие поможет в работе коллегам и родителям.

Приложения

История возникновения бумаги

Как, где и когда появилась бумага?

Бумага – одна из самых обыденных вещей в жизни любого человека. Мы сталкиваемся с ней практически ежеминутно: берем с полки интересную книгу, расплачиваемся банкнотами в магазине, переписываем в блокнот расписание занятий в университете, распечатываем на принтере важный договор… А ведь много тысяч лет назад бумага, как и многие другие привычные нам вещи, была передовым изобретением и ценилась на вес золота. Как же она появилась?

Предшественники бумаги

Прародителем бумаги можно считать папирус, который начали изготавливать в Древнем Египте из произрастающего в низовьях Нила тростникового растения примерно за 3,5 тысячи лет до нашей эры. Папирус производился из нижней части стеблей длиной около 60 сантиметров. Белую мякоть растения разрезали на полоски, вымачивали и раскатывали деревянной каталкой до тех пор, пока она не становилась тонкой и прозрачной. После этого полоски высушивали под прессом, разглаживали и использовали для письма.

Затем его вытеснил пергамент – обработанная особым способом кожа молодых животных, которую стали выпускать во 2 веке до нашей эры. На пергаменте было проще писать, чем на папирусе, к тому же, на нем можно было исправлять написанное, так как текст без проблем смывался

Появление бумаги

Бумага появилась в Древнем Китае. Бумагу можно было производить из любого растительного сырья: от побегов бамбука до мха и пакли. Но все же основным материалом для изготовления бумаги в Китае в то время были лубяные волокна тутового дерева или шелковицы.

Развитие бумажного производства

Из Китая бумажное производство распространилось в соседние страны. В 11 – 12 веках бумагу стали производить и в Европе. Первыми центрами бумажной промышленности в Старом Свете стали Италия, Франция, Испания. Испанцы внесли большой вклад в развитие технологии выпуска бумаги: стали производить бумажную массу с помощью толчеи, наносить на листы водяные знаки и проклеивать их животным клеем.

В 17 веке началась активная автоматизация производства бумаги. В Голландии изобрели ролл для размола бумажной массы, который работал в 3 раза быстрее толчеи. Во Франции придумали машину, которая заменила по-настоящему каторжный труд черпальщиков бумажной массы и помогала выпускать до 100 килограммов бумаги за сутки.

Основные принципы работы бумагоделательных машин оставались неизменными долгие годы. И лишь в последние десятилетия их значительно усовершенствовали, сделав практически полностью автоматическими

Производство бумаги в России

На Руси производить бумагу стали только в 16 веке, во времена правления Ивана Грозного. Большой толчок развитие бумажной промышленности получило при Петре Первом. Именно при нем в нашей стране появилась первая печатная газета, стали выпускаться многочисленные книги. Все это требовало большого количества бумаги. Чтобы подтолкнуть отечественных производителей к ее выпуску, император ввел запрет на ввоз иностранной бумаги. Под Москвой и Петербургом появилось сразу несколько бумажных фабрик.

Собственная бумагоделательная машина появилась в России в начале 20 века. Ее создали на Петербургском литейном заводе, и с 1916 года она работала на Петергофской бумажной фабрике.

Производство бумаги сегодня

Сегодня бумага производится в промышленных масштабах во всех уголках мира. Сейчас она уже не имеет такой ценности, как столетия назад – ее куда чаще используют для печати упаковок, рекламных листовок, одноразовых платков и полотенец, а также другой сопутствующей продукции, а не книг и журналов, которые сейчас активно выпускаются в электронном виде.

Большие масштабы производства бумаги требуют огромного количества растительного сырья, что является одной из важных экологических проблем. Чтобы не уничтожать деревья ради выпуска бумажных изделий, постоянно совершенствуются технологии вторичного использования бумажного сырья, которые позволяют изготавливать из отработанной бумаги и глянцевые журналы, и упаковку для пищевых продуктов, и тетради, и даже

Поисково-исследовательская деятельность

Тема: «Свойства бумаги»

Цель: формирование интереса детей к бумаге, как материалу, ее свойствам, возможностям, разнообразию.

Задачи:

Обучающие:

1. Создать условия для ознакомления детей со свойствами бумаги путём совместной опытно – исследовательской деятельности.

2. Способствовать формированию у детей навыков исследования, путём выполнения разнообразных действий с бумагой (рассматривать, ощупывать, гладить, сминать, рвать, клеить).

3. Формировать познавательный интерес детей и умение разрешать проблемную.

Развивающие:

4. Развивать активную речь детей, активизировать употребление прилагательных и глаголов, называя качества бумаги и действий с ней (легкая – движется, плавает, сразу не тонет, намокает; гладкая – шероховатая, тонкая – толстая; рвётся, мнётся, не разглаживается).

5. Развивать речевое дыхание (глубокий вдох носом – длительный выдох ртом, слуховое восприятие, внимание при прослушивании звуков ветра.

6. Продолжать развивать мелкую мускулатуру пальцев рук при скатывании бумажной салфетки.

Воспитательные:

7. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: Ознакомление с разнообразием книг, знакомство с «Книжкиной больничкой», изготовление макета «Солнышко», наблюдение за трудом воспитателя при ремонте книг.

Методы и приёмы:

1. Игровой (решение проблемной ситуации, хороводная игра «Смотрит солнышко в окошко»).

2. Наглядный (рассматривание, наблюдение).

3. Словесный (рассказывание, объяснение, художественное слово, вопросы).

4. Практические (проведение поисково – исследовательской деятельности).

5. Метод похвалы.

Материалы и оборудование: порванная книжка, «больничка» для книг (бумажный скотч, прозрачный скотч, ножницы, полоски бумаги разной фактуры и цвета (альбом, картон, бархатная бумага, бумажные салфетки, магнитофон, грамзапись «Шум ветра», тазик с водой, мольберт, макет солнца, тарелочка с клейстером, влажные салфетки, новые книжки по количеству детей.

Структура и методические приёмы:

- Вводная часть: создание проблемной ситуации, заклеивание рваной странички книги – 3 минуты.

- Основная часть: прослушивание грамзаписи «Шум ветра», рассказывание, показ действий, опытно – исследовательская деятельность детей по определению свойств бумаги, практическая – продуктивная деятельность – завершающее оформление силуэта солнца – 10 минут

-

Заключительная часть: подведение итогов, хороводная игра «Смотрит солнышко в окошко», сюрпризный момент – внесение в группу новых книжек – 2 минуты.

Организованно образовательная деятельность включает несколько приемов, которые предусматривают смену деятельности.

Вводная часть – сидя на стульчиках на ковре; прослушивание грамзаписи «Шум ветра», поисково – исследовательская деятельность детей – сидя за столами; пускание кусочков бумаги в воду, наблюдение – стоя на коврике; практическая – продуктивная деятельность – стоя у мольберта; хороводная игра – продвижение на ковре. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении организованной образовательной деятельности позволит избежать утомляемости детей.

Ход организованной образовательной деятельности:

Запись на аудио: кто – то плачет.

Воспитатель (В): Как вы думаете, кто здесь может плакать?

Дети (Д) дают предположительные ответы (зайка, мишка, собачка, бабушка, дедушка и пр.)

В. Пойдемте, поищем, кто тут плачет (показ книги). Это книжка. Как вы думаете, почему плачет книжка?

Д. Она порвана.

В. Да, книжка мне сказала, что ей очень больно, её порвали. А ей так хочется ещё радовать малышей своими интересными историями. Что же делать? Как помочь книжке?

Д. Книжку надо заклеить.

В. Надо книжку полечить, заклеить страничку. Где наша больничка для книг?

Воспитатель вместе с детьми заклеивают страничку бумажной полоской.

В. Ребятки, какие мы молодцы - вылечили книжку! Теперь она может нас долгое время радовать своими интересными историями. Давайте себе похлопаем!

В. Скажите можно рвать книжки?

Д. Нет. Книжки надо беречь. Их делают специально, чтобы читать, рассматривать картинки.

В. Вы любите рассматривать картинки?

Ответы детей.

В. Картинки в книгах называются иллюстрации. Их рисуют художники. А ребяткам можно рисовать в книжках?

Д. Нет, потому что…

В. А где ребяткам можно рисовать?

Д. На листочках бумаги, в альбомах для рисования.

В. Рисовать можно на специальной бумаге и рвать можно специальную бумагу. Вот посмотрите: у меня полоска из бумаги, бумажная полоска. Сейчас мы с ней поиграем, но сначала давайте сядем за столы.

Дети садятся за столы. На столе лежат разные бумажные полоски и квадратики.

В. Послушайте, что вы слышите? Что это шумит?

Звучит запись «Шум ветра».

Д. Это ветер.

Игра «Ветерок». (Речевое дыхание, слуховое восприятие).

В. Давайте покажем, как дует ветер. Вот налетел сильный ветер и подул вот так: ффф (глубокий вдох носом, длительный выдох ртом).

Игра – эксперимент «Весёлая полоска».

В. Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять.

Раз – два – три, посмотри!

Давайте возьмём белую бумажную полоску, вот так будем держать её за один конец, а затем подуем на неё.

Дети дуют на свои полоски.

В. Что произошло?

Д. Полоска движется, летит.

В. Почему она движется?

Д. Она лёгкая.

В. Для того чтобы бумажная полоска двигалась надо дуть на неё. А теперь положим бумагу на стол и погладим её, проведём по ней пальчиком. Какая бумага?

Д. Гладкая.

В. Возьмём красную полоску погладим её. Какая бумага?

Д. Шероховатая.

В. Возьмите синюю полоску, погладьте её. Какая бумага на ощупь?

Д. Толстая.

В. Бумажные полоски все одинаковые по цвету?

Д. Нет, разные.

В. Бумага может быть разноцветной.

В. Ребятки, посмотрите, можно через бумагу, что ни будь увидеть?

Дети прикладывают полоску к глазам.

Д. Нет.

В. Через бумагу ничего не видно. А ещё бумагу можно мять. Возьмите белый квадратик сомните его в комок.

Дети сминают бумажный квадрат.

В. Что делает бумага?

Д. Мнётся.

В. Когда бумага мнётся, что мы слышим?

Д. Шуршание.

В. Бумага шуршит. Послушайте, как шуршит? (шь – шь – шь). Попробуйте разгладить листок.

Дети разглаживают квадратик.

В. Разглаживается, стала бумажка ровной?

Д. Нет, она осталась помятой.

В. Значит, бумага мнётся, но не разглаживается. Если мы помнем страничку у книжки, то её уже нельзя будет разгладить.

Бумагу можно рвать, порвём полоску на мелкие кусочки. Что делает бумага?

Д. Бумага рвётся.

В. А теперь бумажные кусочки опустим в воду. Несите мне свой кусочек бумаги, мы его опустим в тазик с водой. Что произошло с бумагой?

Дети несут бумажные кусочки, бросают их в тазик с водой, наблюдают.

Д. Бумага плывёт. Бумага намокает, становится сырой, мягкой, рвётся.

В. Поэтому книги нужно читать и рассматривать за столами, на коврике или на стульчиках, там, где нет воды.

Дети переходят к другому столу.

Игра «Бумажный шарик»

В. Что это?

Д. Салфетка.

В. Да, салфетка тоже бумажная. Какая салфетка?

Д. Бумажная.

В. Для чего нам нужна салфетка?

Д. Руки, ротик вытирать.

В. Правильно. А сейчас мы её помнём и сделаем бумажный шарик. Что делает салфетка?

Д. Салфетка мнется, превращается в шарик.

В. Какого цвета шарик?

Д. Желтого.

В. Что еще бывает желтое, круглое как шарик?

Ответы детей.

«Изготовление бумажной мозаики».

В. Посмотрите, я нарисовала солнышко, но не закрасила его, давайте украсим его вместе, приклеим жёлтые шарики.

Дети приклеивают. Макают бумажные шарики в тарелочку с клеем и приклеивают шарики на силуэт солнышка

В. Ребятки, бумагу можно ещё и клеить.

В. Какие вы молодцы, какое замечательное получилось солнышко, как оно сразу засияло, стало жёлтое, тёплое, светит нам, радуется.

После продуктивной деятельности дети вытирают руки влажными салфетками.

В. Сейчас мы встанем в кружок, возьмемся дружно за руки и покажем, какое у нас получилось круглое солнышко. А как можно назвать нас для солнышка?

Д. Лучики

Хороводная игра «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко (идут по кругу)

Светит в нашу комнату (дети подымают руки, показывая солнышко)

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку (хлопают в ладоши)

Топ – топ – топ – топ! (ритмично притопывают на месте)

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши)

Топ – топ – топ – топ! (ритмично притопывают на месте)

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши)

Вот как рады солнышку! (разводят руки в стороны)

В. С чем мы сегодня играли?

Д. С бумажной полоской.

В. С каким материалом мы сегодня познакомились?

Д. С бумагой.

В. Мы сегодня с вами много нового узнали про бумагу. Какая бывает бумага?

Д. Легкая, мягкая, твёрдая, разноцветная.

В. Что бумага может делать?

Д. Она мнется, намокает, рвётся.

В. Из чего мы сделали солнышко?

Д. Из бумажной салфетки.

В. На чем можно рисовать?

Д. На бумаге.

В. Как с книжками нужно обращаться?

Д. Бережно. Нельзя обижать: мять, рвать, мочить.

В. А если нечаянно обидели книжку, то нельзя её бросать, а нужно сразу полечить.

Ну, теперь вы знаете, как нужно с книжками дружить, и я уверенна, что вы их никогда не обидите. Я пригласила к нам в группу новые книжки, которые хотят вам рассказать очень интересные истории, хотите посмотреть картинки?

Д. Хотим!

Воспитатель вносит новые книжки для просмотра, раздаёт детям.

В. Спасибо вам ребята, вы молодцы, сегодня меня очень порадовали, показали какие вы большие, внимательные и послушные

Дети занимаются свободным рассматриванием книг.

Дидактическое пособие "Виды бумаги"

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

альбомом, книгой, упаковкой,

письмом, газетой и листовкой,

салфеткой, веером, талоном,

неувядающим пионом.

она бывает и деньгами

а что же это? Догадайтесь сами!

(бумага)

Цель: Обогащение словаря детей о бумаге, её свойствах, видах.

Задачи:

- расширять представления о разных видах бумаги: альбомная, бархатная, картон, фольга, гофрированная, обойная, салфеточная, газетная, оберточная, копировальная, тетрадная, журнальная;

- закреплять знание детей о свойствах бумаги: гладкая, толстая, мягкая, шершавая, тонкая, жесткая, непрочная и т. д. ;

- формировать умение детей определять разную бумагу на ощупь;

- развивать мелкую моторику рук.

Картон:

- это плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки;

- бывает разных цветов, а также глянцевый (гладкий, блестящий) и матовый;

- следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для творчества наших детей.

Газетная бумага:

- непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

- бумага, предназначенная для печатания газет;

- легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных. Очень популярно заворачивать букеты цветов в газетную бумагу.

Оберточная бумага:

- эта яркая, гладкая и красочная бумага, достаточно прочна и с трудом рвется руками.

Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Обойная бумага:

- различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу;

- самое широкое применение в конструировании поделок: создают композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному комбинируя цвета.

Журнальная бумага:

- такая бумага имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет.

Используется для журналов и обложек, коллажей, ярких оригами.

Бархатная бумага:

- немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Санитарная бумага:

- этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

- бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток. Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Гофрированная бумага:

- эта тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

- приятная на ощупь;

- матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная

Просто идеально подходит для детского творчества.

Фольга:

- блестящая, разноцветная, сверкающая и переливающаяся на солнце обертка от шоколадки, конфеты или шоколадного яйца.

Фольга - удивительный материал, который притягивает внимание не только малышей, но и радует взор взрослых.

Но помимо красивого внешнего вида, у фольги есть еще немало полезных и интересных свойств:

-на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладка;

-при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает; - фольга - невероятно податливый материал;

- фольга легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Цветная бумага:

- бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая;

- бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить;

- бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Цветная бумага - прекрасный материал для детского творчества, позволяющий создавать красивые красочные и интересные поделки.

Тетрадная бумага:

- бумага хорошо поддается обработке:

- легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается.

Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

[/b]Копировальная бумага:

- тонкая, темная, одна сторона у копировальной бумаги - жирная, с краской, а другая – матовая.

Рисовать на ней нельзя, но и она все-таки немного волшебная. С ее помощью можно перевести рисунок.

Альбомная бумага:

- белая, толстая, жесткая, непрозрачная;

- еще она гладкая, плотная, матовая, прочная, упругая, если ее согнуть в кольцо, а потом отпустить, полоска опять станет прямой;

- с ней можно делать: размечать, резать, складывать, сгибать, окрашивать, склеивать.

- сминается, все ребра четко выражены, разутюживанию не поддаются;

- выгорает — теряет белизну на ярком солнце.

Из нее делают альбомы, иллюстрации, рамки, обложки.

Глянцевая бумага:

- блестящая, яркая, гладкая поверхность.

Она является прекрасным материалом для аппликаций различного содержания и цвет.

Публикации по теме:

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница»Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница» Как изготовить методическое пособие «Гусеница» Методическое пособие «Гусеница» соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, позволяет.

Методическое пособие по конструированию из бумаги в технике оригами «Сказка о трех братьях»Методическое пособие по конструированию из бумаги в технике оригами «Сказка о трех братьях» Данное методическое пособие составлено из вариаций фигур выполненных в технике оригами из квадрата. Изготовлено воспитателем МКДОУ № 22.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для воспитателей и родителей «Детское оригами»
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 08:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие для воспитателей и родителей «Детское оригами»» (включая файлы) размещена пользователем МАРУТЯН КАРИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...

14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД