Валерия Воеводина
Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ – это одна их форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Дети с реактивным типом ММД называют – гиперактивными.
Публикация «Консультация для педагогов „Синдром дефицита внимания и гиперактивности“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Выделяют три вида этого нарушения:
СДВГ с преобладанием дефицита внимания; (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны)
СДВГ с преобладанием гиперактивности; (при этом признаки невнимательности незначительны)
смешанный вариант. (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности)
Ребенок с СДВГ - какой он?
Невнимательный
- С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
- Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
- Легко отвлекается на посторонние стимулы
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
Гиперактивный
- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, что-то теребит в руках и т. п.
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
- Находится в постоянном движении
- Часто бывает болтливым
Импульсивный
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
- Не может дождаться, пока его спросят и выкрикивает с места
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы
Рекомендации педагогам ребенка с СДВГ
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, посадите такого ребенка ближе к себе, старайтесь держать его всегда «в поле зрения»;
— в течении дня как можно чаще устраивайте физкультминутки;
— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу;
— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: подготовиться к занятию, раздать тетради, раздать карандаши и т. д., давайте возможность ребенку делать что-то своими руками;
— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т. п., не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
— избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
— инструкции для ребенка с СДВГ должны быть доступными и понятными, что бы он мог удержать их в памяти и внимании, только одно-два действия;
— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
— когда ребенок отвлекся необходимо подойти к нему и, говоря задание, легко коснуться его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально;
— учите доводить дело до конца «Правило одной игры», не начинаем новую игру, не убрав старую.
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; — регулируйте его взаимоотношения с другими детьми. — объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
Важно помнить о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Обведите кружком цифры напротив тех высказываний,
с которыми Вы согласны.
Мой ребёнок
Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится…. ….1
Спит намного меньше, чем другие дети…. 2
Очень говорлив…. …. 3
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то…. …4
С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах). …. …5
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос,
не слушает ответа…6
Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых…. ….7
Не может спокойно дожидаться вознаграждения (Если, например, обещали
ему что - то купить…. …. 8
Часто не слышит, когда к нему обращаются…9
Легко отвлекается, когда ему читают книгу…. 10
Часто не доводит начатое дело (игру, задание…. 11
Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…. 12
Сделать заключение о наличии у ребенка диагноза СДВГ (гиперактивности) можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных.
Помните, диагноз СДВГ ставиться не раньше 5 - 6 летнего возраста, в основном в младших классах. Так что если ваш ребенок младше этого возраста - для него подобные проявления нормальны, и являются проявлением высокой двигательной активности.
Гимнастика для малышей (йоговская)
1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.
Упражнения и игры
1. Игры на разное действие для рук:
- барабаны
- одна рука гладит живот, вторая по голове (далее руки меняются)
- одна рука рисует, вторая
- пальцы делают разное (меняются)
2. Упражнение «Пружинка»
Помогает успокоить ребенка. Подходит всем: детям и взрослым.
Говорим ребенку «пружинка», ребенок очень сильно напрягается, далее выдыхает и расслабляется (повторять несколько раз).
3. Упражнение «Говори»
Развивает умение «тормозить».
Задаем ребенку вопрос, ответить ребенок должен не сразу, после условного сигнала, слова «говори».
Например: «Что желтое светит на небе?» … пауза… «Говори» … ребенок отвечает.
Постепенно паузы делаем дольше, далее включаем сложные цепочки.
Например: «Какого цвета морковь?» … пауза … «Твори» … пауза … «Говори»… ответ ребенка.
Когда ребенок будет с легкостью выполнять условия игры, слово «говори» можно заменить на жест (дотронуться до уха, хлопок и т. д.).
Важно! Играть обратно. Дети задают вопросы воспитателю.
Играть можно со всей группой.
4. «Расписание дня»
Развивает умение планировать, знание времени.
Завести часы, на которых будет отмечено в какое время дети «Всегда» кушают, «Всегда» играют. Важно выставить четкие правила для ребенка: нельзя ВСЕГДА, можно ВСЕГДА.
5. Учим плавному переключению внимания.
На прогулке: «Найдите сначала 10 желтых листьев, а потом 5 красных»
«Найдите 10 синих машин, а потом 4 красных»
Задания можно подготовить заранее и связать с тематикой недели. Подойдет для всей группы.
6. «Внимание-рисуй» для развития внимания и памяти
Показываем ребенку в течении нескольких секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, ребенок рисует его по памяти.
7. «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»
Развивает память и внимание.
Даем рассмотреть и потрогать ребенку игрушку, убираем и просим описать какая она была.
8. Для развития внимания и памяти
- «Корректурная проба»
- «Лабиринты»
- «Соедини по порядку»
9. «Незнайка»
Для преодоления застенчивости.
Ребенку предлагается играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает воспитатель, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю.»
10. Преодоление застенчивости
- Ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, изобразить испуг.
- Ребенок изображает злого и голодного волка.
- Ребенок должен представить, как его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее. Изображает удовольствие.
11. Нормализация мышечного тонуса.
- «Снеговик» ребенку предлагается представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Выходит солнышко и снеговик тает (повисает голова, опускаются плечи, расслабляются руки). В конце упражнения ребенок мягко падает на пол, расслабленный представляя что он лужица.
- «Лодочка» ребенок ложится на спину, вытягивает руки. Одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем аналогично лежа на животе.
12. Упражнения на пространственную ориентацию
- Ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.
- «Найди клад» в группе спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д.»
- Ребенок берет в руки мяч, по команде перемещает его вверх, вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя. Кладет его на, за, под стол.
13. «Съедобное – несъедобное» развитие произвольности.
14. «Море волнуется» развитие произвольности.
15. «Летает - не летает» развитие произвольности.
Литература
1. Александрова Э. М., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 — М., 2001
2. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. - М. ,2016
3. Брязгунов ИЛ., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. — М., 2001
4. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М. ,2004.