Татьяна Карпова
Методическое пособие из газетных трубочек для дошкольников «Разнообразие рыб холодных водоемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Изготовлено из газетных трубочек, клея ПВА, детских красок и акрилового лака. Не токсично и гипоаллергенно.
Задачи:
1. Формирование у детей представления о рыбах, как о живых
существах, живущих в воде
2. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб – форма
тела, плавники, жабры и т. д.
Публикация «Методическое пособие из газетных трубочек для дошкольников „Разнообразие рыб холодных водоемов“» размещена в разделах
- Газета. Поделки из газет
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
3. Овладение умением устанавливать причинно – следственные связи
различного характера
4. Активизация и обогащение словарного запаса детей
5. Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство
6. Воспитывать интерес к природе.
Холодноводные рыбы местных водоемов.
Во многих методических пособиях для
детских садов имеются рекомендации по содержанию холодноводных рыб местных водоемов. Как правило, это мелкие виды рыб, не имеющие промыслового значения и относимые к
группе сорных. С точки зрения экологического воспитания они являются еще более интересным объектом, чем декоративные тепловодные рыбы: на них можно показать разнообразие
маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание именно с позиций экологического подхода,
когда требуется воспроизвести условия в соответствии с потребностями животного и его
сложившейся приспособленностью в строении, поведении, образе жизни, является более
трудоемким по сравнению с тепловодными рыбами. Им необходима прохладная чистая вода,
обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое. В тех случаях когда имеется возможность создать для них такие условия, старшим дошкольникам
интересны наблюдения за карасем, колюшкой, ротаном.
Карась – прототип золотой рыбки, но в отличие от нее не имеет яркой окраски, пуглив,
быстро плавает, темная спина и светлое брюшко делают его плохо просматриваемым при
затаивании. Ценным является сравнение карася с золотыми рыбками.
Ротан (бычок) – повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни,
меняет окраску тела под цвет грунта. Для его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коряги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большие голова, рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение
– все это типичные признаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процессе
наблюдений.
Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов с помощью игл
плавников, но и особенностями выращивания потомства, где главную роль играет самец. Он
ярко окрашивается в брачный период, строит гнездо из разного материала, заставляет самок
отложить в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их
во рту в момент опасности.
Интересными для наблюдения являются и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь,
вьюн, верхоплавки, их содержание в специальных аквариумах можно ненадолго организовать в летний период, выпустив их затем в места постоянного обитания.
Итак, с помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера:
1) водная экосистема: ее компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда
человека в поддержании равновесия в ней;
2) приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;
3) разнообразие образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные, стайные, одиночные);
С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»
30
4) разные экологические ниши одной экосистемы (рыбы разных слоев воды : донные,
средних и верхних слоев воды);
5) отличие домашних декоративных рыб от диких рыб местных водоемов;
6) многообразие водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток, их
приспособленность к водной среде обитания;
7) размножение икрой (живорождение, рост и развитие мальков, в отдельных случаях
забота родителей о потомстве;
8) рыбы как живые существа, их сходство между собой.
[