Панюкова Светлана
Методическое пособие для дошкольников «Календарь природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие для дошкольников
Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Подобный календарь выполняет важные задачи и служит методическим игровым пособием в ознакомлении ребят с природой и погодой. Пособие способствует формированию у детей отчётливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов-картинок. Создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.
Публикация «Методическое пособие для дошкольников „Календарь природы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Календарь погоды и природы
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель данного методического пособия - познакомить детей с доступными явлениями природы и их сезонными изменениями, дать представление об элементарных понятиях, связанных с миром природы.
Задачи:
Закреплять представления детей о последовательности времён года;
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать;
Продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения;
Развивать умение узнавать и называть времена года, выделять признаки времён года.
Воспитывать любовь к природе.
Календарь погоды состоит :
1. Дидактическое пособие «Дерево – времена года», цель которого сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.
С помощью данного пособия можно :
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д. ;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
2. Дидактическое пособие «Паровозик Неделька», с помощью которого можно:
-познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели,
- научить детей в игровой форме дням недели,
-закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели,
- учить детей ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера»,
- развивать внимание, память, мышление.
Примеры заданий:
1. Стихи для лучшего запоминания дней недели
Муха-чистюха
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась муха.
В отличном клубничном варенье.
Купалась она в воскресенье,
В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше,
В компоте и манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужасно - жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
Я. Бжеква
***
Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжё лый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
***
Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник
Муравьишке этим днем
он помог построить дом
А во вторник дождик лил
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
и сыграли в домино
В среду Мишка
к рыжей белке
Заглянул на посиделки
Вместе книжку почитали
и орехи пощелкали
А в четверг проснулся мишка
и к бобру пошел на стрижку
сделал модную прическу
и купил себе расческу
В пятницу с прической новой
мишка в бор пошел сосновый
вместе с зайцем был он рад
там собрать ведро маслят
А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
повстречался с лягушонком
угостил его масленком
в день последний - воскресенье
мишка наварил варенья
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл
Друг за другом пролетели
семь веселых дней недели
мишка все успел
всем друзьям помочь сумел.
***
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берется смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побытрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
2. Упражнение «Скажи правильно».
- Какой день следующий?
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
- Какой день первый?
- Какой день последний?
- Сколько выходных?
- Сколько будней?
3. «Что изменилось?»
Задачи: - запомнить последовательность дней недели,
- развитие зрительной памяти,
- развитие внимательности
Закрыть один вагончик, дети определяют какого вагончика –дня недели не хватает.
4. «Какой по счету?»
Задачи: - запомнить названия дней недели,
- закрепление порядкового счета
Дети называют в каком по счету вагончике едет тот или иной персонаж.
3. Фетровый «Тучкин Домик» в котором живут тучки, дождики, снежок и солнце. С его помощью дети могут отражать текущее состояние погоды.