Альфида Козлова
«Опыт работы по формированию универсальных учебных действий». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности между дошкольной и начальной школьной ступеней системы общего образования является особенно важной. С введением федеральных государственных требований (далее ФГТ) в систему дошкольного образования и ФГОС для начальной ступени образования сменились целевые ориентиры и требования к результатам освоения программ. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является сформированность универсальных учебных действий (далее УУД) и их предпосылок.
Публикация «„Опыт работы по формированию универсальных учебных действий“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие, которое иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Как отмечает Н. И. Гуткина, у современных дошкольников слабо развит этот вид деятельности, что соответственно приводит к тому, что к концу дошкольного возраста не появляются те психологические новообразования, которые возникают в случае хорошо развитой игровой деятельности. Поэтому важным и необходимым становится создание условий для проявления и развития детской игры, которая согласно ФГТ является основной формой работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются универсальные учебные действия и их предпосылки. Возникает необходимость определения педагогических условий развития УУД у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показатель успешности формирования УУД - ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю (могу, хочу, делаю.
Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Опыт работы по формированию УУД ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместный деятельности можно достичь положительных результатов в работе.
Решение проблемы формирование УУД у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста и современными требованиями к организации образовательного процесса в детском саду. Свободный вход и выход воспитанников из деятельности, которую организует педагог, требует от современного воспитателя качественной подготовки, создание занимательной ситуации, которая будет интересна и увлекательна для старшего дошкольника.
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала. Ведь от него требуется не просто сформировать предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в гармоничном развитии ребёнка, пронести главную идею через сердце и душу, вовлечь в этот процесс своих воспитанников.
Формирование УУД у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 15» происходит на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии», разработанной автором опыта.
«Ступеньки гармонии» - это технология семи «У», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности. Термин «гармония» в музыке – это приятная для слуха слаженность звуков, состоящих из семи основных ступеней. «Ступеньки гармонии» тоже основаны на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности:
1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.
2 ступень – Умение перевоплощаться.
3 ступень – Умение следовать правилам.
4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.
5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.
6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.
7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.
Педагогическая технология «Ступеньки гармонии» используется на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, в течение которой дошкольникам приходится перевоплощаться в разнообразных героев, согласно сюжету; пользоваться атрибутами и предметами-заместителями; вступать в партнёрские отношения; следовать установленным правилам. Рабочие тетради по программе «Ступеньки детства» помогают педагогу наглядно преподнести материал и выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.
Результаты внедрения педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в практику работы превзошли самые смелые ожидания.
Для проверки эффективности данной технологии, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» протестировал детей на готовность к школьному обучению в начале учебного года (в ноябре) и в конце учебного года (в апреле).
У всех детей, занимающихся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в конце года наблюдается ярко выраженная всесторонняя готовность к школьному обучению. Личностная готовность проявляется в положительном отношении к школе, учителям и учебной деятельности. У старших дошкольников сформированы коммуникативные качества, которые помогут им общаться с учителями и одноклассниками. Интеллектуальная готовность проявляется в наличии у ребенка широкого кругозора, большого запаса конкретных знаний. Дети владеют планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У воспитанников сформированы предпосылки учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Дошкольники, занимающиеся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» отличаются устойчивостью внимания, логическим мышлением, долговременной памятью, большим словарным запасом.
Развитие игровой деятельности дошкольников в соответствии с педагогической технологией «Ступеньки гармонии» способствует формированию ключевых компетентностей. Достигаются положительные результаты по формированию УУД. Участие в совместной игровой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика общего развития ребенка.