Галина Абрамова
Программа кружка «Лего-страна». Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу главных, основных образовательных задач. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование правого полушария, которое отвечает, именно, за развитие творческих способностей.
Все это в полной мере относится и к такому виду конструктора как ЛЕГО, который пользуется большой популярностью у детей. Для наборов ЛЕГО характерны высокое качество, эстетичность, необычайная прочность, безопасность.
Публикация «Программа кружка „Лего-страна“, Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно, особенно для детей с ОВЗ. ЛЕГО–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры.
Для решения задач по развитию творческих способностей с использованием конструктора ЛЕГО был создан кружок.
Цель – развитие творческого потенциала личности через работу с конструктором ЛЕГО у детей с ОВЗ
Продолжительность работы кружка 2 года. Занятия кружка проводится с детьми средняя и старшая группы 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 25-30 мин.
Занятие проводится по алгоритму, состоит из двух частей: каждая часть решает конкретные задачи, объединенные одной общей целью
Методические приёмы, используемые на занятиях:
• обследование ЛЕГО – деталей;
• показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором по схеме;
• предъявление речевого образца;
• выполнение словесных инструкций;
• использование наглядности;
• оценка работы
Методические приёмы определяются психическими особенностями, уровнем развития речи детей. Они направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности.
Для работы с ЛЕГО-конструктором, была пополнена предметно-развивающая среда группы : организовано «Конструкторское бюро», расширен ассортимент конструктора-Лего большими и малыми формами создана картотека игр, изготовлены схемы-образцы. Оформлен альбом фотографий. Это позволяет вернуться к постройкам еще раз, активизируют конструкторскую деятельность, речь детей. Разработаны схемы-анализы по изготовлению поделки и ее использованию в свободной деятельности
Перед началом использования ЛЕГО на занятиях проводится серия свободных игр, с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть в них.
В процессе деятельности с ЛЕГО использовались разнообразные формы заданий:
• по образцу;
• по карточкам с моделями;
• по собственному замыслу;
• задание дает воспитатель, выполняют дети;
• задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем;
• задания дают дети друг другу;
• задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.
Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО необходимы определенные условия:
• Оптимальное количество 8 - 10 человек.
• Детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты.
• Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали.
• Подробное знакомство детей с образцом.
• Специально подобранная музыка.
• Сохранность постройки на некоторое время.
Для отслеживания эффективности использования Лего-конструирования как средства развития творческих способностей детей на различных этапах ведения курса (в начале и конце каждого учебного года) проводилась диагностика – обследование технических возможностей детей, личностного эмоционального отношения к данной деятельности. Для этого были отобраны критерии и определены параметры по уровням развития конструктивной деятельности. Для определения творческих способностей детей была использована методика Е. Туник, субтест «Эскизы», отслеживающий оригинальность изображений.
Анализируя полученные данные можно отметить рост технических навыков и умений. Значительно улучшилось эмоциональное отношение к данной деятельности. Дети с большим удовольствием приступают к работе, работают более увлеченно, стремятся к результату, несмотря на затруднения. Поделки из ЛЕГО стали самыми популярными среди других игрушек. Сложность, качество, оригинальность поделок возросли.
Особое внимание планируется уделить теме «Архитектура». Ведущая линия – ознакомление детей с деревянным и каменным древнерусским зодчеством – строительство ворот Китай – города, церквей, колоколен. Знакомство детей с оборонительными сооружениями старых русских городов, с некоторыми функциональными частями кремлевских стен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей с ОВЗ к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.