Екатерина Сергеевна Мартынова
Методический проект для воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная помощь педагогическим кадрам в переходном периоде по внедрению ФГТ в образовательный процесс
Процесс обновления образования организуется людьми.
Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка
будут зависеть от того, насколько грамотно педагоги и
руководители дошкольных учреждений, опираясь на достижения
науки, спроектируют эту модель обновления образования –
его будущее развитие. (К. Ю. Белая, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования,
Заслуженный учитель РФ)
Публикация «Методический проект для воспитателей ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Пояснительная записка
Учитывая особенности современного исторического периода в развитии системы дошкольного образования, осуществляя переход к инновационной деятельности по реализации приказа № 665 в сп ГБОУ ООШ № 12 - детском саду № 5 был разработан проект «Внедряем ФГТ в образовательный процесс» на 2010-2012 г.
Профессиональный потенциал педагогического коллектива нашего детского сада неоднороден по уровню образования, стажа и квалификационных категорий.
Уровень квалификации педагогических кадров:
Квалификационные категории Высшая Первая Без категории
Число педагогов 7 4 1
Доля педагогов в % 58,4 33,3 8,3
Педагогический стаж кадров
Педагогический стаж Более 20 лет Более 10 лет Более 5 лет Менее 3 лет
Число педагогов 7 1 3 1
Доля педагогов в % 58,4 8,3 25 8,3
Уровень образования педагогических кадров
Уровень образования Высшее Незаконченное высшее Среднее специальное
Число педагогов 5 1 6
Доля педагогов в % 41,7 8,3 50
Перед началом реализации проекта был проведен опрос педагогов «Профессиональная компетентность в условиях нововведения – реализации ФГТ», который выявил готовность кадров к инновационной деятельности.
Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности
Анализ готовности к нововведениям Готовы Частично готовы Не готовы
Число педагогов 2 5 5
Доля педагогов в % 16,6 41,7 41,7
Актуальность.
Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Переход на новую стадию инновационной деятельности всегда связан с рядом преобразований. Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно.
Возникает проблема – внедрение в образовательный процесс ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования осложнено, имеющимися у педагогов старыми стереотипами и ценностями в профессиональной деятельности.
На данном этапе актуальными становятся вопросы организации работы методической службы дошкольного учреждения таким образом, чтобы своевременно помочь каждому специалисту найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм педагогической деятельности.
Цель проекта : формирование и развитие системы методического сопровождения педагогов, направленной на повышение их педагогического мастерства и профессиональной компетентности в области технологий реализации ФГТ в образовательном процессе детского сада (базовые компетентности по созданию ООП).
Для достижения цели проекта методической службой были определены следующие задачи:
1. Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.
2. Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГТ в образовательном процессе детского сада.
3. Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.
4. Сформировать новые ценности в профессиональной деятельности.
Содействовать становлению ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности, мотивов совершенствования педагогического процесса в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Профессиональная компетентность педагогов структурного подразделения в области технологий реализации федеральных государственных требований в образовательном процессе (развивающий характер обучения и взаимодействия педагогов с детьми; реализация принципа интеграции образовательных областей в целостный педагогический процесс; использование вариативных форм блочно-тематического планирования образовательной работы с детьми).
2. Обеспеченность пакетом методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
3. Умение педагогов организовать образовательный процесс, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Риски проекта :
1. Отсутствие утвержденных примерных ООП ДО на соответствие ФГТ.
2. Трудности преодоления старых стереотипов профессиональной деятельности педагогов структурного подразделения.
3. Отсутствие узких специалистов: психолог, дефектолог.
4. Недостаточное финансирование.
Минимизация рисков:
1. Создание условий для повышения уровня профессионального развития педагогов структурного подразделения.
2. Разработка образовательной программы структурного подразделения в соответствии с ФГТ.
3. Пополнение материально-технической базы учреждения.
Условия реализации проекта :
1. Кадровые
2. Методические
3. Материально-технические
Этапы реализации проекта : реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной, обобщающий.
Цель подготовительного этапа: создание организационно-содержательной базы реализации данного проекта.
Сроки: сентябрь 2010 – январь 2011
В рамках подготовительного этапа решаются следующие задачи:
1. Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
2. Совершенствовать аналитические умения педагогов в ходе анализа программы «Детство» на соответствие ФГТ.
3. Разработать нормативные документы учреждения в соответствии с действующим законодательством (план методических мероприятий по реализации приказа № 655, Положения о рабочей группе, план деятельности рабочей группы).
Цель основного этапа: создание условий для внедрения ФГТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада; совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов – участников проекта в области технологий реализации ФГТ в образовательном процессе.
Сроки: январь 2011 – май 2012 г
Задачи основного этапа:
1. Развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании у педагогов.
2. Способствовать формированию умений решать образовательные задачи через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.
3. Разработать проект модели образовательного процесса согласно программы «Детство» и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы детского сада.
Цель обобщающего этапа: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проектной деятельности команды исполнителей проекта.
Сроки: май 2012 – декабрь 2012 г
Задачи обобщающего этапа:
1. Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств педагогов.
2. Определить показатели эффективности внедрения основной общеобразовательной программы структурного подразделения - детского сада в практику работы учреждения.
3. Анализ и распространение успешного инновационного педагогического опыта.