Ксения Лукошкова
Методический практикум «Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический практикум
«Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности».
Цель: возможности ИКТ в работе педагога
Задачи:
• Использовать ИКТ в образовательной деятельности с детьми
• Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
• Повышать профессиональное мастерство через использование информационно-коммуникативных технологий
Материал: компьютер, проектор, телефон с программой "Сканер QR", дерево с листочками.
Ход семинара.
I. Вступительная теоретическая часть. Создание позитивной атмосферы.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом кабинете, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Психологическое вхождение в тему:
Упражнение «Дерево ожиданий»
- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. На столе коробочки с листочками разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.
Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.
Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.
Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.
- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.
Педагоги присаживаются.
Продолжаю свой семинар притчей:
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации из года в год многократно увеличивается.
Целесообразность применения цифровых технологий обуславливается рядом причин:
• оптимизацией учебного и воспитательного процесса,
• способствованию внедрения инновационных методов обучения.
Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:
повышению эффективности работы образовательной организации;
повышению качества образования обучающихся образовательных организаций;
повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.
Предполагаемые продукты цифровых технологий:
Разработки нестандартных занятий (использование цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
Проекты и презентации обучающихся, педагогов.
Разработки мероприятий с использованием цифровых технологий.
Механизмы достижения цели (технологии)
• применение цифровых технологий для повышения доступности и качества образовательных услуг;
• освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
• использование новых методов обучения и воспитания, основанных на инновационных цифровых технологий;
• внедрение нетрадиционных организационных технологий в сфере образования.
«Цифровые технологии в образовательном пространстве»
Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает образовательные учреждения так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.
Посудите сами: планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних детей нового поколения.
Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на занятиях показ презентаций, видеороликов, аудиоприложений- это уже не новинка. Цифровые технологии-основа образования 21 века.
Каждый современный педагог понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
Стремительное развитие технологий, влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию окружающего мира. С этими проблемами имеют дело большинство педагогов.
Одной из новых технологий является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quick response) означает «быстрый отклик») – это матричный код.
Актуальность
Использование инновационного продукта повышает мотивационную активность в повседневной образовательной практике.
Инновационность продукта
Инновационность использования QR-кода в образовательной деятельности ДОО заключается в следующих характеристиках:
Доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса; цифровой характер инновационного продукта обеспечивает его доступность.
Универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
Современность - данный инновационный продукт является современной технологией.
К преимуществам использования QR-кода относится:
- доступная и несложная процедура создания;
- быстрая обработка резервов;
- большие функциональные возможности кодирования информации.
Экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования.
Компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится в цифровом квадратике.
Результативность – применяя QR-код в процессе обучения повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
ЧТО ТАКОЕ QR-КОД
В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание можно уделить QR-коду.
Где можно увидеть QR-коды? Ответ на этот вопрос такой: «Почти везде!» Изображение QR-кода может быть изображено в газетах, журналах, брошюрах, листовках и на визитных карточках. В дополнение к этому они могут быть проставлены на упаковке продукта или этикетках, на рекламных щитах. На «туристических» улицах многих городов появились QR-указатели: считав код при помощи мобильного телефона, можно увидеть историю дома и схему квартала с прилегающими улицам
QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие-то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют ребят на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определ нную задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код в виде закодированных заданий или наоборот, ответов и многое другое, вс дело лишь в вашей фантазии.
QR-коды можно использовать везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. Существует сервис, который созда т QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым детям будет более интересно получать знания из своих телефонов
2. Практическая часть. Кодирование информации.
КАК КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др., выбрать размер кода и запустить генератор. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:
1. Скачать генератор QR – кодов; В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете «генератор qr кода». Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать;
2. Ввести информацию, которую хотим закодировать (доп. параметры (коррекция ошибок, цвет текста);
3. Кнопка «Создать», код готов.
Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.
КАК ДЕКОДИРОВАТЬ QR-КОД
Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.
Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play Маркет или App Store. Для этого в поисковике вводятся сочетания «распознать qr код», «сканировать код».QR-КОД В ОБРАЗОВАНИИ
В образовании QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в совместной, игровой, проектной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе.
В совместной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как и заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. Также в QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1. Сюрпризный момент.
2. Познавательный или мотивирующий элемент деятельности. Технология направлена на мотивацию реб нка к освоению любой новой информации.
На организационно-мотивационном этапе образовательной деятельности можно использовать QR-код как предположение. («О ч м мы сегодня будем говорить?»).
В качестве поддержки детской инициативы можно предложить обучающимся придумать, что ещ можно зашифровать с помощью QR-кода; лучшие идеи внедрить в группе.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором реб нок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний школьниками.
Например:
«Что необычного вы заметили в группе?»
«Найди лишний предмет»
«Проверь себя»
«Отгадай загадку»
«С какой ветки детка»
Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма.
Особенно эффективно использование технологии QR-кода как элемента дополнительной реальности во время образовательной деятельности как в группе, так и на прогулке (можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места; при проведении запланированной экскурсии на объектах маршрута можно разместить QR-коды в помощь педагогу).
Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса обучающихся к занятиям. Ребята учатся взаимодействию, учатся уступать друг другу и договариваться.
Правила квеста
Команда обязана иметь хотя бы один мобильный телефон или планшет с установленной программой для считывания QR кодов.
В начале квеста участники проходят инструктаж по организации квеста, затем жеребьёвкой формируются команды.
Каждая команда проходит маршрут, состоящий из 5 основных этапов, каждый из которых подразумевает решение головоломок.
После выполнения задания команда получает указание на расположение QR кода, для перехода к следующему. Не выполнив задания, нельзя приступить к следующему.
Прохождение квеста.
1 этап – «Найди свою команду»: участники разбиваются на 4 команды по 4-5 человек.
2 этап – участники квеста получают конверт с QR кодом для перехода на первое задание. Последовательно выполняют 2-5 задания.
Задания
1. Загадка
2. Выпишите явления природы: алмаз, солнце, дождь, прилив, лягушка, землетрясение, грибы, листья, ураган, термометр.
3. Буквы, из которых составлено слово из математического словаря, перепутались. Необходимо восстановить слово. Например, ТЬЯП – ПЯТЬ
ФАЦИР -
ТИР –
СЛЮП –
ГРУК –
СОЛИЧ –
МУСАМ –
4. Реши ребусы.
1
2
3
4
5
5. На слух определить название цвета, найти и прикрепить штрих к предмету с данным значением цвета.
Подведение итогов, рефлексия.
Ну, и в завершении, прошу Вас оценить наше сегодняшнее мероприятие:
Рефлексия.
Мне было бы интересно узнать ваше мнение о нашем занятии.
• Что было полезным?
• Что было важно для вас, почему?
• Что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что легко, что порадовало.
• Что возьмете с собой в практику? Как и когда вы сможете использовать полученные навыки? Зачем? Что от этого будете иметь лично вы?
Перейдите по ссылке в группе, мы вам предлагаем сейчас самостоятельно создать QR код с вашим мнением о нашем методическом практикуме. И выслать код в группу.