Дюсенева Марина Александровна
Методический материал «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с. Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
"Первые шаги в мир профессий : инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"
Подготовила: Дюсенева Марина Александровна
Методист МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб»
Стаж работы: 9 лет
Образование: высшее
2023 г.
Публикация «Методический материал „Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Пяти - семилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких - то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных инновационных образовательных технологий :
1. Технология проектной деятельности.
Метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная) в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
В нашем МБДОУ была проведена работа над проектами с ранней профориентацией дошкольников «Кто откроет мир ребенку»
(профессия педагог); «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба, комбайнер, тракторист); «Кто всех нас вылечит» (профессии врачей разной направленности, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Маленькие огородники» (профессии садовода, агронома, «Белоствольная красавица» (профессия художника) и т. д.
Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Согласно возрастным особенностям детей в МБДОУ обозначены мастерские и игровые центры, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д. Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, спасательную службу, профессии ремонтных дорожных работ, профессии работников АЗС, автомехаников и т. д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д.
Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне и площадках детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, в данной области. Включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. В большей мере все атрибуты данных мастерских сделаны из бросового материала и подручных средств.
3. Технология интегрированного обучения. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей. Интеграция происходит в любом виде деятельности. Например при выполнении физических упражнений может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников, «Машины» имитируются действия водителей.
Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предлагает посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра и так далее.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. Применяемые информационно-коммуникационные технологии в нашем МБДОУ это :
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии.
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
У нас в МБДОУ собрана картотека презентаций: к дню Космонавтики (о космонавтах, к дню юношеской книги (писатель, издатель, иллюстратор книги, к 9 маю (военные профессии, профессия Стеклодув, «Все профессии нужны» и др.
Так же небольшая картотека виртуальных экскурсий на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников – например экскурсия на фабрику игрушек Весна, «Профессии военных», «Экскурсия на ферму».
Ознакомление детей с трудом взрослых происходит и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует усвоению информации о труде взрослых. В феврале педагогами был организован смотр конкурс детских работ «Все профессии важны». Необходимо было изготовить работу, отображающею сферу деятельности родителя.
В нашем детском саду изучение особенностей различных профессий происходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Экскурсии на пекарню, пожарную службу, библиотеку, на метеостанцию, в школу.
В марте данного учебного года тема профориентационной работы была вынесена на муниципальный уровень. В нашем МБДОУ «Детский сад № 2 с. Перелюб» состоялось районное учебно – методическое объединение педагогов ДОУ на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Воспитатели обсуждали проблемы и перспективы данной работы, а так же смогли поделиться и изучить опыт профориентационной работы в дошкольных учреждениях Перелюбского муниципального района.
Внедрение данных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.