Соколова Ирина Владимировна
Методический материал для педагогов «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Методический материал, для просветительской работы с
пелагогами, подобранный согласно разделу рабочей программы.
Подготовила : Соколова И. В.
Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка.
Публикация «Методический материал для педагогов „Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка“» размещена в разделах
Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал Л. С. Выготский, имеет двигательный характер.
Наиболее продуктивным будет процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей, формирующий нравственно - этические установки по отношению к окружающему миру и собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка через двигательную активность.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные виды музыкального движения. Оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей - это игра. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает 3 цели:
• удовольствие от игры – “Хочу”;
• выполнять правила игры – “Надо”;
• творческое выполнение игровой задачи – “Могу”.
Таким образом, складывается основной механизм игры (Хочу! Надо! Могу) влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект - физиологический.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический.
Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический.
Посредством музыки воспитывает способность этически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой жизнедеятельности.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.
Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до атонии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера, с одинаковым уровнем громкости звучания.
Создавая предпосылки для педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей ан выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
Педагогическая направленность
I группа II группа III группа
Игры на развитие внимания Игры на развитие памяти Игры на развитие мышления
Развивают: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух Развивают: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную память; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти Развиваютумственные действия-сравнения, сопоставления, обобщение анализа и синтеза.
Формы проведения музыкальных игр
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются:
• статические (стоя или сидя);
• игры с движением;
• речедвигательные игры;
• игры-шутки;
• игры-песни;
• артикуляционные игры;
• игры-забавы;
• игры-загадки;
• ритмические игры.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с сопровождением.
Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы. Обучение в игре и развитие происходит постепенно.
Можно выделить три этапа работы над музыкальными играми :
I этап – создается мотивация игры, объяснение ее содержания, осваивается игровое содержание;
II этап – формирование двигательных, речевых, вокальных навыков;
III этап – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм.
Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.
Следовательно, можно сделать такой вывод: у ребенка развились положительные качества личности: дети стали активны, инициативны, находчивы, решительны. Также развился и познавательный интерес. Игры воспитали у детей правильное отношение к окружающему миру. Следовательно, улучшилась память, выработалась устойчивость произвольного внимания, повысилась творческая активность.
Таким образом, физиологические, психологические, педагогические аспекты музыкально-игровой деятельности направленные на оздоровление и на обеспечение полноценного эмоционально-психического комфорта стали основой развития двигательных, речевых и вокальных навыков детей.
Игра на развитие воображения и памяти физических действий “Пьем чай”
Дети держат перед собой раскрытую левую ладонь — “блюдце”, в правой руке держат воображаемую чашку за ручку, соединив указательный и большой пальцы. У педагога в руках воображаемый чайник, он обходит детей, наливает им “чай”, произносит текст: “Как приятно выпить чай. ”
Цель игры: развивать память физических действий, воображение, речь, мышление, закрепить имеющиеся у детей знания и дать новую познавательную информацию о видах чая, его пользе и пр.
Педагог : Все ли, деточки, вы сыты? Аль еще чего хотите?
Дети: Захотелось нам играть, Федю-медю выбирать!
Педагог : Сейчас мы с вами считалкой и узнаем, кто у нас Федей-медей.
Едет Федя на медведе,
Едет, песенки поет.
Кто не хочет слушать Федю,
Тот сейчас водить пойдет!
Проводится музыкальная игра “Федя-медя”.
Летает – не летает?
Цель. Развивать умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ.
Ход игры. Дети слушают шутливую песню и запоминают ее содержание. По окончании музыки дети делятся на две подгруппы: одна будет изображать то, что летает, и тех, кто летает; вторая — то, что не летает, и тех, кто не летает.
Полетели в облака.
Пчелка, чиж, два рыбака,
Вертолет и теплоход,
Карлсон, ежик, самолет.
Аист, Умка, воробей,
Змей Горыныч, соловей,
Две сороки, да блоха,
В ступе Бабушка Яга.
А за ними бегемот,
Кот, щенок и кашалот.
Сивка-Бурка, мухомор
Не вернулись до сих пор.
Новые формы развлечений для малышей.
В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.
Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности : сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).
Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.
Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы, лаконичных деталей оформления, условности их решения.
Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.
Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:
строки 1—4 — притопывают, изображая барашков;
строки 5—6 — подражают игре на скрипочке.
Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.
Музыкальная игра для детей 4 лет «Зайчики», украинская народная мелодия в обработке М. Красева
[Не очень скоро, легко]
Зайчики-дети сидят в своих норках (за стульчиками). На вступление они выходят из норок и встают около них.
Такты 1—4. Взявшись за руки, кружатся.
Такты 5—8. Прыгают на двух ногах или бегают по залу. С окончанием музыки возвращаются в норки.
Игра повторяется.
Эта игра разучивается на занятии. Но чтобы провести ее в форме развлечения, включаются элементы новизны. Это могут быть шапочки с ушками. Вводится также новый персонаж (волк или лиса). Роль волка исполняет кто-либо из детей, подготовленный заранее. Волк появляется с окончанием музыки, и дети-зайчики быстро убегают в свои норки.
Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.
Например, детям показывают игрушечного зайца и читают стихотворение 3. Петровой:
Зайку сделали из плюша,
У него большие уши
И особенный талант:
Этот зайка не зазнайка,
Этот зайка — музыкант!
Одновременно поглаживаемзайца, передвигаем по полу (имитируя прыжки, затем сажаем игрушку и поем песню «Заяц» С. Рустамова:
Серый заяц, погоди,
От меня не уходи.
«Заяц»
Музыка С. Рустамова
Слова Ю. Даниэля
Пение сопровождаем действиями: гладим зайца, даем морковку. После этого предлагаем поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую. мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.
Игра повторяется. В заключение взрослый предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе.
Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины, показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.
Участниками игр-драматизаций могут быть к дети младших так и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.
Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.
Инсценировка с куклами бибабо песни «На лесной поляне», музыка Б. Кравченко, слова П. Кагановой (Музыка в детском саду. М., 1973.— Вып. 3).
Инсценируют песню часть детей старшей группы: двое — четверо исполняют куплеты песни, другие — управляют куклами и поют согласно тексту припева. В инсценировке участвуют дети, изображающие звуки дождя на металлофонах (они вступают по окончании второго куплета песни после припева).
Перед началом инсценировки воспитатель читает стихотворение «Утро» Г. Бойко (перевод с украинского О. Высотской).
Не кузнечик длинноногий
Проскакал —
Луч веселый на дороге
Заиграл.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нем сверкает,
Как алмаз.
Все проснулось — и поляны,
И леса,
Зазвенели птичек ранних
Голоса.
В грамзаписи можно дать послушать голоса птиц.
Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. В других развлечениях Чичкова и др.
, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.