Ирина Анохина
Методические рекомендации «Трудовое воспитание в младших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации «Трудовое воспитание в младшей группе"
Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФОП ДО, является формирование у них положительного отношения к труду. Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь.
Публикация «Методические рекомендации „Трудовое воспитание в младших группах“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками: пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности; желание углублять и совершенствовать трудовые навыки; добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда; заложить основы умения организовывать свой труд; научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.
Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность. Трудовое воспитание в младшей группе :
Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.
Нюансы, которые следует учесть:
трудовое воспитание носит ситуативный характер, для
трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны; детей нужно хвалить за любые успехи;
чтобы малыш понимал смысл своих действий,
воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам; прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.
Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме.
Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте :
• Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки.
• Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
Хозяйственно-бытовой труд. Младший дошкольный возраст.
Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек.
Труд в природе в младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует. Ручной труд в младшем дошкольном возрасте.
• Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).
Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
Методические рекомендации «Трудовое воспитание в средней группе»
К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.
В методике работы важно : отметить желание ребенка помочь; работа проводится в игровой форм (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры); используются наглядные пособия;
проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.
Знакомство с народными промыслами в средней группе
Самообслуживание в среднем дошкольном возрасте: дети достаточно самостоятельны в самообслуживании этот вид труда становиться постоянной обязанностью детей. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой.
• Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться.
• Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
• Учатся умываться, чистить зубы.
• Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
Хозяйственно-бытовой труд. Средний дошкольный возраст.
Содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности, и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность, инициативу в выполнении порученных дел.
Труд в природе в средней группе усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай, с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.
Ручной труд в среднем дошкольном возрасте.
• Вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек.
• Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
• Делают простейшие поделки.