Елена Лойко
Методические рекомендации руководства театрализованными играми
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. В старших группах перед игрой проводиться беседа по содержанию. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему делали. Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок – способом познания мира ребенком. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды, в процессе которых воспитанникам предлагается изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкального произведения, или только с помощью пантомимы. Кроме того, можно предлагать детям педагогические ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
Публикация «Методические рекомендации руководства театрализованными играми» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Приведем примеры некоторых из них (по Н. В. Микляевой)
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.
Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одной из персонажей.
Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия. Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Так, благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности. Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка хорошо получается живо и выразительно передать эмоции и реплики персонажа. Это достижение следует не только оценить, похвалив ребенка, но и привлечь внимание других детей к удачной мизансцене. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. Кроме того, по ходу игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминая приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованного с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Кроме того, специалисты рекомендуют пользоваться некоторыми правилами, которые являются основой методики руководства театрально-игровой деятельности детей и способствую ее полноценному развитию, а именно: правило индивидуальности.
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
Проигрывание разнообразных упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой «маленького артиста» к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проигрывает все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит её обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Правило изготовления атрибутики к драматизациям. Атрибуты (элементы костюмов, маски, декорации) помогают детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Вместе с тем, они не должны быть сложными, и многое из необходимого ассортимента, дети могут изготовить сами.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети старшего дошкольного возраста активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей
По мнению отечественных психологов и педагогов в игровой деятельности воспитанников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой- сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют дети, чем шире их духовный мир, тем игра становиться интересней, самодеятельной. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.
Таким образом, анализ теоретических основ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры показал, что театрализованная деятельность оказывает положительное психотерапевтическое воздействие на детей, испытывающих проблемы не только в развитии речи, но и в эмоционально-волевой, интеллектуально сферы. Игровая деятельность детей дошкольного возраста достаточно разнопланова. Многими исследователями доказано, что сюжетно-ролевая игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и их содержание в целом – этическое (прежде всего, интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества. В театрализованной игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, усушенному, а это связано с развитием творческого воображения. Положительные роли и ролевые отношения успешно воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, наблюдения, чтение к сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам.