Екатерина Овчинникова
Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, связанные с обучением дошкольников звуковому разбору слова. Рекомендованы приемы и игры, способствующие более успешному освоению темы. Из опыта работы.
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи дошкольников - важный этап овладения родным языком. Процесс этот непрерывный и многогранный.
Публикация «Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Овладение и совершенствование владения языком происходит в ходе ежедневной практики на бытовом уровне и целенаправленных занятий под руководством родителей, педагогов и воспитателей, если ребенок посещает детский сад или центры развития. Много вопросов вызывает у родителей дошколят звуковой разбор слов, а затем и звуко-буквенный разбор.
Почему это происходит? Ведь мы говорим на родном языке, всем знакомы термины «слово», «звук», «буква». Все взрослые умеют читать, писать, владеют правилами орфографии и пунктуации, каждый день применяя в письменной речи знания, касаемые знаковой системы русского языка.
Давайте посмотрим на этот вопрос, «звуковой разбор слова», глазами ребенка. Что знает ребенок о слове? - Слово звучит, что-то называет. Что знает ребенок о звуке? – Его можно услышать. Все дети говорят и слышат звуки окружающего мира. Но о речевых звуках и буквах в системе языка до определенного момента им ничего неизвестно. И о правилах орфографии и пунктуации дошкольники тоже ничего не знают.
Под звуковым разбором слова следует понимать определение последовательности звуков в слове, определение качественных характеристик речевого звука.
Понятие «звук» в жизни ребенка связано с музыкальными звуками и звуками окружающего мира. Они затрагивают эмоциональную сферу ребенка, не всегда требуя осознания характеристики звука (длинный или короткий, громкий или тихий, приятный или неприятный, высокий или низкий, нежный или грубый и т. д.)
Однако, каждый ребенок слышит и произносит речевые звуки, использует их, имитируя звуки окружающего мира, и делает это неосознанно с точки зрения языка. Дети - о звуках, а взрослые, говоря о языковых категориях, прежде всего, имеют в виду речь письменную - о буквах. Вот такой «конфликт понятий» и порождает трудности при обучении звуковому и звуко - буквенному разбору слов. Для его разрешения необходимо разделить понятия речь письменная и речь устная, звук и буква, смотреть на вопрос «звуковой разбор слова» с позиции ребенка.
Звук - непростое понятие для детей. Его нельзя потрогать, увидеть понюхать. Дети ориентируются на источник звука. Поэтому сначала необходимо учить дошкольника осознавать речевой звук и давать характеристику речевого звука – длинный или короткий. При этом важно помнить, что ребенок изолированный речевой звук будет воспринимать и воспроизводить так, как это делает взрослый. Если принято считать гласными звуки длинные, значит, их нужно пропевать, а согласные произносить коротко и устойчиво. Но понятие «длинный - короткий» относительное. С точки зрения математики, необходима мерка, которая поможет определить эти понятия. Мы используем руку. Ставим локоток на стол, ладошку разворачиваем к себе, как зеркальце, и произносим звук. Рука при этом медленно разгибается и ложится на стол тыльной стороной. Если звук растянулся и «дотянулся до кончиков пальчиков» (звучал) значит, он длинный, если рука распрямлялась в тишине - короткий.
Так мы учимся различать длинные и короткие звуки, условно обозначая их кружком – длинные, квадратом - короткие. (Игры «Каких бусинок больше», «Бусы для мамы»)
Чтобы помочь ребенку расслышать и осознать звук вне слова необходимо обратить внимание на артикуляцию: что помогает произносить звук и как при этом расположены губки, зубки или язычок, что с ними происходит. Хорошо подключать руки и создавать ассоциацию.
Как известно, в русском языке гласных звуков шесть [а, о, у,и,ы, э]. Например: [а] – большое колесо, [о]- маленькое (показать пальчиками и приложить к губам при произнесении звука) (Игра «Ганины загадки»).
Одновременно учим детей слышать гласный звук в слове в ударной позиции - самый громкий, самый длинный, выделяя его интонационно. Начинаем с односложных слов с опорой на картинку, сначала с изучаемым звуком, а затем с заданным. Некоторые дети лучше слышат звуки в слове, когда их глазки закрыты, тогда их «ушки на макушке». (Игра «Бусы для бабушки», «Кого видела Ганя?») При составлении схемы слова гласные звуки обозначаются кругом красного цвета.
Звуки согласные – звуки короткие, в русском языке составляют пары по твердости – мягкости [б-б, в-в, т-т ] (апостроф – обозначает мягкость согласного звука). Это самостоятельные звуки, каждый из которых обозначается своим знаком на схеме: твердый - синим квадратом, мягкий – зеленым. (Характер у звука «твердый как лед», мягкий «как травушка муравушка».) Не всегда дети слышат разницу между этими звуками. Обращаем их внимание на то, что, например, звук [м] мы говорим губками твердыми, а если губки станут мягкими, то и звук станет мягким и нежным [м ].
Необходимо упражнять детей в произношении парных звуков и определении их качественных характеристик: твердый или мягкий звук, но не буква. При этом, при повторении звука твердый звук должен оставаться твердым, а мягкий – мягким ([м]- мак, [м ] - мел) Также необходимо учить детей интонационному выделению заданного звука в слове, а затем и последовательному выделению звуков в слове, сначала по образцу данному взрослым (Взрослый многократно произносит слово интонационно выделяя каждый следующий звук., а потом и самостоятельно.
После того как ребенком усвоены характеристики звука и осознанно используются, знакомить с терминами звук «гласный» и звук «согласный».
Уважаемые родители, звуковой разбор слов вы изучали в первом классе. Вы это знали, но забыли. Давайте вспоминать, т. к. вы должны быть компетентны в данном вопросе, чтобы оказать поддержку в освоении системы родного языка вашим детям. Итак:
1. Конкретизируйте в сознании ребенка понятие «звук» на примере звуков окружающего мира, учите описывать звук (шум мотора, течения воды, стука молоточка и т. д.). Важный критерий – звук длинный или короткий.
2. Знакомьте детей последовательно со звуками русского языка вне слова (изолированными). Лучше начинать с гласных звуков. Важный критерий – звук длинный или короткий. Мерка - рука. Обозначаем длинные звуки - кружком, короткие - квадратом.
3. Учите слышать заданный звук в слове : гласный - в ударной позиции, согласный – различая парные по твердости - мягкости. Учите интонационно выделять заданный звук в слове, давая образец произношения слова (м-м-м-ма – м-м-м-ма) На схеме обозначаем гласные звуки красным кружком, согласные мягкие – зеленым квадратом, согласные твердые – синим.
4. Учите слышать последовательность звуков в слове с образца, данного взрослым, где интонационно выделен каждый последующий звук при последующем повторении слова. Идите «от простого - к сложному». Начинайте с разбора односложных слов.
Рисуем схему слова в два этапа : первый – различаем звуки по длительности (круг или квадрат); второй – характеризуем короткие звуки по твердости - мягкости (звук короткий мягкий, звук короткий твердый, раскрашивая квадраты зеленым или синим цветом, кружки – красным (звук длинный).
Детям трудно удерживать в голове критерии звука, поэтому необходимо «вести» ребенка к поставленной цели задавая вопросы:
- назови первый (следующий) звук;
- этот звук длинный или короткий;
- как обозначим - круг или квадрат;
- звук твердый или мягкий;
-каким цветом раскрасим фигуру.
Например, слово «лес»
Произносим слово интонационно выделяя каждый следующий звук [ л эс]- так мы слово произносим и слышим.
Схема (1 этап) Схема (2 этап)
Будьте внимательны, четко разделяйте понятия: «звук» и «буква». Если ваш ребенок говорит, что в слове «юла» есть звук [й ], он прав!
К характеристике звуков по признаку глухости - звонкости мы обращаемся после изучения всех звуков русского языка при составлении ленты букв.
Помните, дети любят играть! Создавая игровую ситуацию, вы способствуете активному и добровольному включению ребенка в процесс обучения. Хвалите своего ребенка, помогайте ему, подсказывайте, создавайте ситуацию успеха! Умение слышать звуки и их последовательность в слове развивается путем упражнений, которые должны быть ежедневными, посильными.
Игра «Каких бусинок больше»
Медвежонок и лисенок собирали бусы для мамы. Медвежонок собирал бусинки квадратные, а лисенок круглые. Давай им поможем. Я буду называть звуки. Если ты услышал звук длинный, то рисуешь круглую бусинку на ниточке лисенка, а если короткий – квадратную бусинку на ниточке медвежонка.
Игра «Бусы для мамы»
Давай соберем бусы для мамы. Если услышишь звук короткий - рисуешь бусинку квадратную, а если длинный – круглую. Соедини бусинки ниточкой.
У Агнии Барто есть произведение «Ганька- ревушка». Ганька – девочка, персонаж этого произведения.
Игра «Ганины загадки»
Игра проводится после подготовительного периода, в котором особое внимание уделяется артикуляции при произношении. В игре «участвуют» звуки с выраженной артикуляцией.
Плакала Ганя, плакала, да так громко, что голосок у нее пропал. Внимательно смотри на мой ротик и попробуй угадать, какие звуки произносила Ганя. (Взрослый утрированно артикуляцией, но без голоса, произносит звуки.)
Игра «Кого видела Ганя?»
Для проведения игры, нужны картинки домашних и диких животных: курочки, уточки, ослика, коровы, киски, собаки, волка, лося, тигра, льва, индюка, петуха, поросенка.
Ганя пришла в гости к бабушке и увидела у нее во дворе много животных и птиц. Слушай Ганины подсказки и угадывай, кого она увидела. Тебе подскажет первый звук слова.
Выбираем нужные картинки и откладываем.
Игра «Бусы для бабушки»
Ганина бабушка собрала из бусинок бусы. На этих бусах есть бусинки круглые и квадратные. У нас есть три карандаша - красный синий и зеленый. Давай бусы раскрасим. А в какой цвет нужно раскрашивать бусинку, нам подскажет первый звук слова.
Перед ребенком лежит лист с нарисованными в свободном порядке квадратными и круглыми бусинками на ниточке. Взрослый называет слова, первый звук которых соответствует форме бусинки на ниточке, не забывая чередовать слова с твердым и мягким согласным звуками.
Желаю удачи!