Кононенко Ирина Владимировна
Методические рекомендации родителям детей с РАС дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Еще 20 лет назад о таких детях говорили как «необучаемые» и они лишались возможности получения образования, специальной коррекционной поддержки. Сейчас у таких детей появилась возможность адаптироваться в окружающем мире. Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать кропотливую коррекционную работу, которая позволит жить в обществе, обучаться в образовательных учреждениях. Эта работа должна проводиться специалистами: врачами – психиатрами, врачами – неврологами, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками. Но очень многое зависит от самих родителей, имеющих таких детей. Они не подозревают, что своей любовью, терпением, желанием могут сделать очень многое для ребенка. Конечно, это целенаправленная, сложная и длительная работа, требующая огромных душевных и физических сил. Но чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше у него появляется шансов максимально адаптироваться в обществе. Поэтому хочется хоть немножко помочь советами родителям таких деток.
Чего нужно добиваться в итоге:
формировать навыки самообслуживания;
овладевать навыками контакта и социально-бытовой ориентации;
развивать пространственные и временные представления,
развивать мелкую моторику руки;
развивать мышление, внимание, память, речь;
преодоление детских страхов.
В процессе обучения и общения необходимо обратить внимание на следующие моменты:
не рекомендуется настаивать на проведении игр, выполнении заданий;
перед выполнением задания необходимо первоначально проговорить взрослому действия ребенка, прорисовать их для облегчения выполнения задания;
поведение ребенка может быть резким, поэтому необходимо преодолеть дискомфорт (поменять место проведения занятия, позу ребенка, заменить игрушку);
если у ребенка негативная реакция, то следует остановить игру;
не торопить взаимодействие;
помогать в выборе правильного решения;
каждый навык отрабатывать отдельно и многократно;
всегда чётко проговаривать задание и инструкции.
Для установления контакта (без чего нельзя проводить занятия) надо:
проводить сенсорные игры (которые дают ребёнку чувственные, зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые ощущения). Они «соблазняют» ребёнка и у него возникает доверие с тем, кто с ним играет, устанавливается эмоциональный контакт.
К сенсорным играм можно отнести игры с красками (особенно с пальчиковыми, с водой, с песком, мыльными пузырями, игры со свечами, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластилином, бумагой, со звучащими игрушками, с движением, тактильными ощущениями.
Сложнее сюжетные игры, требующие многократного повторения, формирования штампов, познания самих предметов (их формы, объёма, величины, поверхностей). Манипуляция с игрушками формирует тактильное и зрительное восприятие, соотнесение предмета и слова (мы называем предмет).
Для ребенка сложны игры на подражание (пальчиковая гимнастика, выполнение какого – то задания, поэтому взрослый руками ребенка быстро, уверенно завершает действие, чтобы ребёнок подумал, что это сам хорошо сделал.
Занятия всегда старайтесь начинать с того, что нравится ребёнку, чтоб он получил приятные ощущения.
Словесные комментарии в краткой форме. Задания в наглядной форме, объяснения простые, повторяются интонационно по-разному. Чётко повторять слова, соотносить с предметом.
Чтобы лучше понять, что нужно вашему ребенку можно использовать схемы и коммуникативные карточки с рисунками, которые выражают желания, мысли, определенные действия и предметы. Ребенок сам покажет необходимое.
Выявляйте стимулы, вкусовые пристрастия, чтобы заинтересовывать Вашего ребенка.
Играя и называя выполняемые действия, озвучивать их кратко: «Возьми, положи, дай, держи, кати, лови, брось, принеси».
Поощряйте использование жестов, так как это общение, которое Вам поможет (хочет кушать, пить, спать).
Учите детей жестам «да» (наклон головы вперед, «нет» (поворотами головы слева направо, «покажи» (фиксировать кисть ребёнка в положении жеста, устанавливать палец на предмете или картинке).
Пока ребенок не выучит один жест, следующий не начинать. Когда выучит жесты – используйте их на своих занятиях («Ты разложил картинки?», ребенок должен кивнуть головой).
Учите детей играть с картинками. Вырабатывайте фиксацию взора на картинке, которую держите на уровне губ. Если ребёнок не реагирует, мягко поверните его за подбородок и подождите, когда взор скользнёт по картинке. Для лучшей фиксации взгляда вместе с картинкой берите в руки лакомство. Ребёнок следит за ним и получает его.
Количество картинок увеличивайте до двух (парные или предметные картинки).
Все занятия проводить в игровой форме, многократно для получения результата.
Для получения результатов в процессе воспитания и обучения необходимо развитие сенсорного, слухового, тактильного, двигательного, вкусового восприятия, развитие чувствительности, ручной моторики, навыкам самообслуживания.
Сенсорное восприятие.
Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький.
Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развивать зрительное внимание, учить подражанию.
Учить воспринимать форму, величину, цвет.
Учить ориентироваться в пространстве.
Учить детей:
выделять предмет из общего фона.
ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления.
развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»).
соотносить игрушку с её изображением («Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)»).
сличать парные предметы и парные картинки.
различать объёмные формы (куб, шар) по подражанию действиями взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»).
подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная).
выполнять действия по подражанию.
проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.
узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других).
хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие – одной рукой.
складывать из двух частей разрезную картинку.
воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»).
воспринимать величину (большой, маленький).
захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) – пальцами.
знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»).
учить подражанию действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга).
соотносить предметы с их изображением.
Слуховое восприятие и внимание.
развитие слухового внимания, подражания.
восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно);
опознание и различение предметов и явлений по звуковых характеристикам;
восприятие местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения.
Учить детей:
знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан).
реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен).
вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен).
дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями.
соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» - кошка; «ку-ка-ре-ку» - петух.
развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов).
различать на слух слова: дом – барабан, рыба – машина, шар – самолет, дом – мишка.
различать на слух три слова с опорой на картинки.
дифференцировать звукоподражания (игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).
Тактильно – двигательное восприятие.
Учить детей:
воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.
выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, машинку, шарик и т. д.) без предъявления образца (выбор из двух предметов).
различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого и маленького) с предъявлением образца зрительно.
производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик).
производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь.
дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой» (полотенце, шарики, камешки).
различать температуру предметов (горячий – холодный).
Развитие вкусовой чувствительности.
Учить детей:
знакомить с различными вкусами продуктов питания (сладкий, горький, кислый, солёный) и различать их.
знакомить с тем, что пища бывает горячая и холодная.
определять пищу на вкус (называть).
Развитие ручной моторики.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Обучение хватанию формируется только при помощи взрослого.
Учить правильно использовать предметы для рисования (мел, фломастеры, доска, карандаши, бумага).
Учить проводить линии не отрывая карандаша.
Учить детей:
выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички – «лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают – кваква, ква-ква; лягушата смелые – квааа, квааа).
захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок, высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы).
захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью).
выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой).
закрепить умения детей выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек – тук-тук», «Рыбка плывет», «Поезд едет – ту-ту»).
развивать размашистые движения руки: учить детей стирать с доски тряпкой размашистыми движениями слева направо, сверху вниз (по подражанию, самостоятельно, по словесной инструкции).
выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры «Зайчик», «Очки», «Пальчики поздоровались», познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании.
продолжать учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть на руки цветные рукавички и выполнять действия, изображая знакомых животных).
брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»).
выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением, закреплять названия указательного и большого пальцев.
продолжать формировать у детей размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо.
выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию, самостоятельно).
продолжать учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок, высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»).
выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением, закреплять названия указательного и большого пальцев.
продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно.