Лейсан Рахимова
Методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры слова.
Нарушение слоговой структуры слова одно из разнообразных проявлений речевой патологии в дошкольном возрости которая представляет собой наибольшую сложность для коррекции. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Публикация «Методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах
В своей практике я убеждаюсь, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.
Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.
Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления.
Поэтому одним из основных направлений своей работы, считаю коррекцию слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и одновременно развивать все компоненты речевой системы.
Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.
- Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих, мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.
Опираясь на пособие Четверушкиной Н. С., где представлен материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я подобрала речевой и картинный материал с игровыми упражнениями на все 13 типов (слоговой структуры слова). И хотелось бы представить несколько из них.
Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама.
Кто играет с сыном? Папа.
Кто стоит во дворе? Баба.
Кто гуляет с детьми? Няня.
Кто идет домой? Дядя.
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи
(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-ой при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить соотносить слова и картинки.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».
- с окончанием – И
- с окончанием – Ы
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Муха мухи дуб дубы
Нога ноги кот коты
Дыня дыни нота ноты
Конь кони кит киты
Мак маки ива ивы
Тень тени липа липы
Ель ели хата хаты
Дуга дуги
(Лексический материал упражнения можно разделить на 2 занятия).
Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-ого типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».
Логопед: Ребенок:
Иди Иду.
Беги Бегу.
Дуй Дую.
Дай мяч Даю.
Мой руки Мою.
Веди Петю Веду.
Пили Пилю.
Вариант 2
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок:
Я иду. Я пилю.
Я бегу. Я веду (Петю).
Я дую.
Я мою.
Я пою.
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.
2. Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребё нку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Ребенок:
Кота
Кита
Мака
Дома
Быка
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ».
Цель:
1. Учить проговаривать слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать:
- «моя»,
- «мои»,
- «мое».
Ребенок:
моя мои мое
моя ива мои ноги мое ухо
моя дыня мои губы мое мыло
моя муха мои духи мое лото
моя вата мои дети
мои люди
Упражнение «УЗНАЙ, ЧТО (КТО) ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Льётся, журчит (что) вода.
Летает, жужжит (что) муха.
Растёт, зеленеет (что) липа.
Играют, бегают, шалят (кто) дети.
Мыльная, белая (что) пена
Голубое, безоблачное (что) небо.
Мягкая, пушистая (что) вата.
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:
Логопед: Ребенок:
Дети смотрят (что) кино.
Маме подарили (что) духи.
У Тани болит (что) нога.
Из крана течет (что) вода.
Аня купила (что) кофе.
Катя пришила зайцу (что) ухо.
После весны наступает (что) лето.
В конюшне стоят (кто) кони.
Петя обул (что) Кеды
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное «кот» в разных падежах.
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот», изменяя его по смыслу.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Убегает от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Убежит скорее в дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
(Аналогично проводится работа со словом «вода».)
Грязную всегда выручает вода.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды.
Гусь в любую непогоду
Торопится забраться в… воду.
Всегда и везде
Вечная слава… воде.